ОТДЕЛЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Регулярное посещение стоматолога – одно из важнейших профилактических мероприятий, необходимое не только человеку, но и его домашнему питомцу. Проблемы с зубами и полостью рта являются одной из наиболее часто встречающихся патологий, требующих незамедлительного обращения к ветеринарному специалисту. Отсутствие регулярных осмотров и своевременной терапии, как правило, приводит к тому, что практически все животные старше 5 лет страдают от острых или хронических заболеваний, способных привести к потере зубов и другим серьезным нарушениям пищеварительной системы.

Несмотря на относительную молодость ветеринарной стоматологии, как самостоятельной науки, на сегодняшний день, она представляет полноценную узкоспециализированную область ветеринарной медицины, способную отвечать всем международным требованиям и стандартам качества, оказывая пациентам высококвалифицированную помощь с использованием новейших достижений и самых передовых технологий в лечении заболеваний зубов и полости рта.

Как правило, при условии своевременного обращения к ветеринарному специалисту, лечение абсолютного большинства заболеваний полости рта происходит за 1-3 приема стоматолога.

Следует учитывать, что при отсутствии должного лечения, даже незначительные на первый взгляд заболевания органов ротовой полости могут не только доставлять животному существенный дискомфорт, но и нести серьезный риск для здоровья и жизни Вашего питомца.

Подробнее: ОТДЕЛЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОЙ СТОМАТОЛОГИИ

ПЕРЕЛОМ КОРОНКИ ЗУБА У СОБАК И КОШЕК

Перелом коронки зуба – распространённое явление в повседневной практике ветеринарного стоматолога, сопровождающееся нарушением ее анатомической целостности. Переломы зубов наиболее часто встречаются у собак, возникая в результате получения травм, или употребления жесткой пищи. Кошки же подвержены данной патологии в меньшей степени, чаще всего получая переломы в результате падений или ушибов. В большей степени, от подобных повреждений страдают клыки и моляры, расположенные как на верхней, так и на нижней челюстях.

Переломы коронки зуба принято делить на осложнённые и неосложнённые. Неосложненный перелом коронки резцов и клыков происходит вследствие контакта с камнями или другими твердыми объектами. Наиболее частой причиной сложных переломов резцов и клыков являются автомобильные аварии, травмы от твердых объектов, драки с другими животными, а также падения с высоты.

Подробнее: ПЕРЕЛОМ КОРОНКИ ЗУБА У СОБАК И КОШЕК

ПАТОЛОГИИ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У СОБАК И КОШЕК

Слюнные железы – железы переднего отдела пищеварительной системы, расположенные как непосредственно в ротовой полости, так и за ее пределами; вырабатывающие слюну и играющие важнейшую роль в обеспечении нормального процесса пищеварения.

Анатомически слюнные железы не связаны с органами ротовой полости, но физиологически представляют собой важнейшую часть пищеварительной системы.

Слюна – прозрачная бесцветная жидкость, выделяемая в ротовую полость тремя парами крупных и множеством мелких слюнных желез, смачивающая ротовую полость, способствующая пережевыванию пищи, а также являющаяся мощнейшим защитным средством, предохраняющим зубы и органы ротовой полости от механических, химических и термических повреждений.

Подробнее: ПАТОЛОГИИ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У СОБАК И КОШЕК

ПАРОДОНТИТ У СОБАК И КОШЕК

Пародонт – комплекс тканей, окружающих зуб и удерживающих его в зубной лунке, имеющих общее происхождение и схожие функции. Основными тканями, составляющими пародонт являются: десны, периодонт, цемент зуба, альвеолярный отросток и поддерживающая костная ткань.

Пародонтит – бактериально-опосредованный воспалительный процесс, протекающий в любой из тканей пародонта и характеризующийся прогрессирующим разрушением структуры альвеолярного отростка челюсти.

Патологии пародонта являются одним из самых распространенных заболеваний ротовой полости у собак и кошек, зачастую приводящим к полной потере зубов.

Подробнее: ПАРОДОНТИТ У СОБАК И КОШЕК

СТОМАТИТ У СОБАК И КОШЕК

Стоматит – воспаление слизистой оболочки ротовой полости, характеризующееся отеком, болезненностью, локальными или обширными покраснениями, а также появлением эрозий, язв, афт или пузырьков светлого оттенка.

Воспалительные процессы слизистой оболочки классифицируются в зависимости от внешнего вида, области распространения, локализации и характера течения заболевания.

По характеру течения воспалительного процесса выделяют катаральный, везикулярный, папилломатозный, флегмонозный, гангренозный и язвенный стоматит; по локализации – очаговый и диффузный.

Подробнее: СТОМАТИТ У СОБАК И КОШЕК

КАРИЕС У СОБАК И КОШЕК

Кариес – бактериальное поражение твердых тканей зуба, уничтожающее эмаль и дентин. Несмотря на то, что домашние животные в значительно меньшей мере, чем люди, подвержены кариесу, данная патология не является редкостью в повседневной практике ветеринарного врача. Заболевание представляет собой сложный, вялотекущий патологический процесс, развивающийся в результате комплексного неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов. На начальной стадии своего развития кариес характеризуется очаговой деминерализацией неорганической части эмали, с ее последующим разрушением, в последствии, приводящим к деструкции твёрдых тканей зуба и образованием полости в дентине. Отсутствие своевременного лечения приводит к возникновению серьезного воспалительного процесса и осложнений со стороны пульпы и периодонта.

Подробнее: КАРИЕС У СОБАК И КОШЕК

ОБРАЗОВАНИЕ ЗУБНОГО КАМНЯ И ЗУБНОГО НАЛЕТА

Образование зубного камня у собак и кошек – одна из главных причин обращения владельцев животных к ветеринарному стоматологу. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев, данная патология может долгое время оставаться без внимания, в дальнейшем приводя к развитию более серьезных и опасных заболеваний.

Зубной налет – скопление аэробных и анаэробных бактерий, а также продуктов их жизнедеятельности, образующих на поверхности зубов желтоватую пленку и создающих кислую среду, достаточную для начала процесса деминерализации эмали, оголения дентина и развития кариеса.

Зубной камень – отвердевший зубной налет, состоящий из остатков пищи, отмерших клеток, бактерий и продуктов их жизнедеятельности, а также солей фосфора, железа и кальция.

Образование зубного камня проходит в несколько этапов и начинается уже с самого раннего возраста.

Подробнее: ОБРАЗОВАНИЕ ЗУБНОГО КАМНЯ И ЗУБНОГО НАЛЕТА

ЗАДЕРЖКА СМЕНЫ ЗУБОВ У СОБАК

Персистенция зубов у собак – широко распространенная проблема, с которой часто сталкиваются владельцы домашних животных. Естественная смена молочных зубов на постоянные в обязательном порядке происходит в возрасте 4-7 месяцев. В норме, в ротовой полости собаки присутствует 28 молочных зубов, сменяющихся на 42 постоянных и подразделяющихся на резцы, клыки, премоляры и моляры.

Процесс развития зубочелюстной системы у собак подразделяется на три основных периода: внутриутробную закладку зачатков зубов в челюсти плода, прорезывание молочных зубов в постнатальный период развития и непосредственно замену молочных зубов на постоянные. Основной отличительной особенностью первых двух периодов является их прямая зависимость от генетических факторов, в то время как третий обуславливается породной особенностью и условиями содержания животного.

Подробнее: ЗАДЕРЖКА СМЕНЫ ЗУБОВ У СОБАК

ГИПОПЛАЗИЯ ЭМАЛИ ЗУБОВ У СОБАК И КОШЕК

Амелогенез – процесс формирования эмали зубов особыми клетками внутреннего эпителия – амелобластами, протекающий в два основных этапа. В ходе первого начинается выработка эмали, в виде частично минерализованного органического матрикса. В течение второго происходит созревание и минерализация ранее сформированного материала. Негативное влияние на физиологию процесса амелогенеза системных и местных неблагоприятных факторов, способно привести к дефициту, аномалиям развития или дефектам формирования эмали.

Гипоплазия – недостаточное развитие эмали молочных и коренных зубов, обусловленное нарушением формирования матрикса эмали, либо ее минерализации, характеризующееся её качественной или количественной неполноценностью. Наиболее тяжелой формой гипоплазии является аплазия – полное отсутствие эмалевого покрытия.

Подробнее: ГИПОПЛАЗИЯ ЭМАЛИ ЗУБОВ У СОБАК И КОШЕК

ГИПЕРТРОФИЯ ТКАНЕЙ ДЕСНЫ У СОБАК И КОШЕК

Гипертрофия – пролиферация нормальных клеточных элементов тканей десны.

Среди домашних животных, данная патология встречается сравнительно редко, а ее лечение, при условии своевременного обращения, почти всегда дает положительные результаты. Исключение составляют ситуации, когда гипертрофия имеет генетическую этиологию. В таких случаях, существует вероятность возникновения рецидивов заболевания.

Различают две формы гипертрофии тканей десны: генерализованную и ограниченную.

Ограниченная (или очаговая) гипертрофия является одиночным разрастанием в области бугра верхней челюсти, или язычной поверхности десны нижней челюсти, локализируясь на одной или обеих сторонах. Как правило, разрастания имеют округлую форму, гладкую поверхность и плотную консистенцию.

Подробнее: ГИПЕРТРОФИЯ ТКАНЕЙ ДЕСНЫ У СОБАК И КОШЕК

ГИНГИВИТ У СОБАК И КОШЕК

Гингивит – воспаление тканей десны, обусловленное неблагоприятным воздействием на организм животного как местных, так и общих негативных факторов, протекающих без нарушения целостности зубоэпителиального крепления и образования зубодесневых карманов.

По характеру течения гингивиты принято разделять на:

Острые – возникающие в результате механического, химического, термического, аллергического, инфекционного или иного воздействия и сопровождающиеся ярко выраженными покраснениями, отечностью, кровоточивостью и болевой реакцией.

Хронические – чаще всего, возникающие как следствие других, более серьезных системных заболеваний и практически не сопровождающиеся кровоточивостью и болевыми ощущениями. При хронических гингивитах воспаление носит более длительный характер, в связи с чем, заболевание нередко обнаруживается лишь при профилактических осмотрах животного.

Подробнее: ГИНГИВИТ У СОБАК И КОШЕК

ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ РЕЗОРБЦИЯ ЗУБОВ У СОБАК И КОШЕК

Одонтогенная резорбция – патологический процесс, протекающий в тканях зуба и сопровождающийся его разрушением (рассасыванием либо деградацией), под действием остеокластов и дентокластов, представляющих собой гигантские многоядерные клетки, деструктивно воздействующие на костную ткань посредством растворения ее минеральной составляющей и фибриллярного белка – коллагена.

В ходе течения процесса резорбции, происходит уменьшение количества дентина, корня, цемента, а также костной ткани, окружающей зуб.

Резорбция тканей возникает в результате длительного патологического воздействия клеток – остеокластов, скопление которых происходит в результате обнажения поверхности или воздействия на зуб механического фактора. Данное заболевание может протекать достаточно медленно, в конечном счете, приводя к полной потере зубов.

Подробнее: ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ РЕЗОРБЦИЯ ЗУБОВ У СОБАК И КОШЕК