КАРИЕС У СОБАК И КОШЕК

Кариес – бактериальное поражение твердых тканей зуба, уничтожающее эмаль и дентин. Несмотря на то, что домашние животные в значительно меньшей мере, чем люди, подвержены кариесу, данная патология не является редкостью в повседневной практике ветеринарного врача. Заболевание представляет собой сложный, вялотекущий патологический процесс, развивающийся в результате комплексного неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов. На начальной стадии своего развития кариес характеризуется очаговой деминерализацией неорганической части эмали, с ее последующим разрушением, в последствии, приводящим к деструкции твёрдых тканей зуба и образованием полости в дентине. Отсутствие своевременного лечения приводит к возникновению серьезного воспалительного процесса и осложнений со стороны пульпы и периодонта.

В настоящее время, возникновение кариеса связывают с локальным изменением pH на поверхности зуба, вследствие образования органических кислот и гликолиза (брожения) углеводов, вызываемого патологическими микроорганизмами.

В зависимости от локализации, глубины поражения, этиологии возникновения и длительности течения заболевания принято различать следующие виды кариеса:

По возникновению патологического процесса:

• первичный (возникающий впервые);
  • вторичный (возникающий повторно на ранее пролеченных зубах).

По локализации разрушения:

• пришеечный (поражение в непосредственной близости от шейки зуба);
  • фиссурный (в бороздах на поверхности коронки зуба);
  • апроксимальный (поражение контактных поверхностей зуба).

По степени разрушительных процессов:

• стадия пятна (эмаль зуба меняет цвет за счет образования на ней мелового пятна);
  • поверхностный (начальная стадия, сопровождающаяся разрушением эмали зуба);
  • средний (поражение, затрагивающее эмаль и дентин, сопровождающееся образованием кариозной полости);
  • глубокий (разрушение зуба до обнажения пульпы, сопровождающиеся болевым синдромом);
  • полный (разрушение всей коронковой части зуба).

По длительности течения:

• быстротекущий;
  • медленнотекущий;
  • стабилизированный.

Во избежание возникновения неблагоприятных последствий кариеса, необходимо начинать его лечение на начальных этапах возникновения, однако, как показывает практика, происходит это довольно редко. Как правило, владельцы домашних питомцев даже не предполагают, что кошки и собаки подвержены подобным заболеваниям. Именно поэтому, процесс развития кариеса остается незамеченным и дает о себе знать лишь тогда, когда требуется уже более серьезное и сложное лечение.

Каковы причины возникновения кариеса?

Этиология возникновения кариеса у собак и кошек обуславливается суммарным взаимодействием нескольких факторов.

Значительную роль играет фактор генетической предрасположенности.

Игнорирование гигиены полости рта, также является распространенной причиной возникновения кариеса: остатки пищи и накопление в ротовой полости органических кислот, образующихся при разрушении тканей зуба патогенными микроорганизмами, способствуют развитию патологического процесса.

Первичной зоной поражения, как правило, является участок декальцификации эмали, спровоцированной падением уровня рН. Когда декальцификация доходит до глубоких слоев, отмечается появление очагов белого цвета, после чего распространение бактерий продолжается в дентине. Затем эмаль и дентин разрушаются, сопровождаясь образованием полости.

Следовательно, кариес вызывается сочетанием генетической составляющей, присутствия в ротовой полости патогенных микроорганизмов, а также наличия в рационе большого количества ферментируемых углеводов.

Механические повреждения эмали зубов – еще одна частая причина возникновения кариеса.

Какими симптомами сопровождается развитие кариеса?

Первоначально процесс развития кариеса не сопровождается ярко выраженными симптомами и протекает незаметно, что значительно усложняет его диагностику и своевременное лечение. Признаки развития данной патологии схожи с другими заболеваниями полости рта, дифференцировать которые может только узкопрофильный ветеринарный специалист, обращение к которому должно быть незамедлительным.

Необходимо обратиться к врачу в случае обнаружения следующих симптомов:

• появление на окклюзивных либо контактных поверхностях зубов коричневых областей;
  • появление неприятного запаха изо рта;
  • усиление слюноотделения;
  • наличие в слюне примесей крови или гноя;
  • разрушение тканей зуба;
  • затруднение или дискомфорт при пережевывании пищи.

Появление болевых ощущений, выражающихся в отказе от приема пищи, является признаком более тяжелых и запущенных форм заболевания.

Как проводится диагностика кариеса?

Диагностика при глубоких формах кариеса обычно не представляет особых трудностей: кариозные полости легко обнаруживаются специалистом посредством стоматологического зеркала и зонда в виде очагов, имеющих мягкую структуру и темный цвет. При обследовании на ранних этапах развития может потребоваться рентгенограмма (она же позволяет определить локализацию кариозных полостей и исключить инфицирование эндодонта) или проведение окрашивания поверхности зуба специальными растворами. Транслюминесценция также помогает найти и диагностировать начальный кариес посредством  просвечивания зуба с противоположной стороны сильным источником света.

Как проходит лечение кариеса у собак и кошек?

Кариозные повреждения, не затрагивающие пульпу, лечатся удалением инфицированных тканей с последующей реставрацией зуба. Бонд-адгезивные системы и композитные полимерные материалы, являются лучшим выбором для данного вида лечения, ввиду их способности максимально сохранять структуру зуба и связывать коронку и реставрационный материал в единое целое.

Круговая зона просветления вокруг любого из корней является свидетельством вовлечения в патологический процесс эндодонта. В таких случаях, рекомендуется удаление пораженного зуба.

Все манипуляции стоматолога проводятся с использованием общей или местной анестезии, что позволяет полностью исключить вероятность возникновения болевых ощущений.

Существует ли профилактика возникновения кариеса?

Профилактика кариеса у собак и кошек обычно проводится по двум основным направлениям: устранение предрасполагающих патогенных факторов и повышение резистентности тканей зуба.

Основными мерами профилактики кариеса являются:

• регулярная чистка зубов с соблюдением основных правил и техники проведения процедуры (в настоящее время существует огромное количество зубных щеток для животных, равно как и их альтернатив);
  • использование только качественных кормов, содержащих необходимое количество витаминов и микроэлементов;
  • своевременное удаление зубного налета и зубного камня;
  • профилактический осмотр у стоматолога не реже двух раз в год.