ПАРОДОНТИТ У СОБАК И КОШЕК

Пародонт – комплекс тканей, окружающих зуб и удерживающих его в зубной лунке, имеющих общее происхождение и схожие функции. Основными тканями, составляющими пародонт являются: десны, периодонт, цемент зуба, альвеолярный отросток и поддерживающая костная ткань.

Пародонтит – бактериально-опосредованный воспалительный процесс, протекающий в любой из тканей пародонта и характеризующийся прогрессирующим разрушением структуры альвеолярного отростка челюсти.

Патологии пародонта являются одним из самых распространенных заболеваний ротовой полости у собак и кошек, зачастую приводящим к полной потере зубов.

В целом, пародонтит считается необратимым процессом, при котором полностью отсутствует возможность повторного образования нормального цемента, периодонтальной связки и альвеолярного отростка кости. Прогрессирующая природа заболевания при отсутствии лечения приводит к потере зуба.

В зависимости от степени тяжести, стадии развития и области локализации, пародонтит принято различать:

По степени тяжести:

• легкий (основные симптомы выражены слабо, зубодесневые карманы не выражены, кровоточивость десен незначительная);
  • средний (зубодесневые карманы увеличиваются, десны часто и обильно кровоточат, зубы расшатываются и остро реагируют на любые виды воздействий);
  • тяжелый (глубина зубодесневых карманов значительно увеличивается, ярко выражен воспалительный процесс и отек десны, зубы расшатываются и смещаются в зубном ряду, зубодесневые карманы часто заполнены гноем).

По области локализации:

• очаговый (характеризуется четко локализованным расположением очага воспалительного процесса в области одного или нескольких, рядом стоящих зубов);
  • генерализированный (представляет собой патологическое изменение пародонтальных тканей практически всех зубов).

По стадии развития:

• острый (воспалительный процесс проявляется резкой болью, отеком, кровоточивостью и  выделением гнойного экссудата из десневого кармана);
  • хронический (воспалительный процесс носит циклический характер, представляя собой смену рецидивов и ремиссий).

Каковы основные причины развития пародонтита?

Пародонтит – инфекционное заболевание, вызываемое бактериями зубного налета и развивающееся из гингивита в ходе формирования воспалительной реакции восприимчивого организма животного. Субгингвальная часть зубного налета обычно представлена анаэробными грамотрицательными микроорганизмами. В таких случаях обнаруживаются образующие черный пигмент анаэробные бактерии, которые и считаются первичными пародонтальными патогенами. Продукты жизнедеятельности бактерий стимулируют локальную выработку и выделение про-воспалительных цитокинов (интерлейкина-1) и фактора некроза опухоли (TNF-а). Основным источником данных цитокинов являются моноциты и лимфоциты. Липополисахариды внешних оболочек грамотрицательных бактерий приводят к высвобождению медиаторов воспаления и цитокинов – простагландинов. Активированные нейтрофилы высвобождают протеолитические ферменты и активные формы кислорода, играющие важнейшую роль в разрушении тканей при пародонтите. В совокупности, все эти факторы приводят к разрушению тканей, окружающих зуб.

На начальном этапе эпителиальная выстилка области прикрепления теряет целостность и смещается апикальнее по мере прогрессирования заболевания. Далее, в результате смещения происходит рост глубины гингвальной борозды. При распространении воспаления апикальнее, уничтожаются периодонтальная связка и альвеолярный отросток кости, а также растет глубина периодонтального кармана.

Развитие пародонтита может быть запущено различными факторами: скученностью зубов, наличием невыпавших молочных зубов, аномалиями прикуса, диетой с отсутствием абразивных веществ, травмами пародонта, инородными телами, а также генетической предрасположенностью.

Какими симптомами сопровождается развитие пародонтита у собак и кошек?

Выраженность симптомов пародонтита напрямую зависит от стадии развития данного заболевания. На начальных стадиях у животных наблюдаются:

• появление неприятного запаха изо рта;
  • появление на зубах мягкого налета или зубного камня;
  • повышение слюноотделения;
  • покраснение и отечность десен;
  • кровоточивость десен при приеме пищи, пальпации или зондировании;
  • повышенная чувствительность зубов к внешним воздействиям;
  • снижение или полное отсутствие аппетита;
  • увеличение размера межзубных сосочков;
  • образование ложно-патологических зубодесневых карманов;
  • появление эрозий на деснах.

Кроме того, зачастую обнаруживаются: рецессия десны, обнажение фуркации корней, подвижность пораженных зубов, отсутствие зубов, изъязвления полости рта и т.д.

Ввиду наличия пародонтита, у животных могут развиваться пародонтальные абсцессы, ощущение дискомфорта при кормлении, изменение пищевых привычек, снижение аппетита, поедание исключительно мягких кормов, снижение пережевывания кормов, а также попытки проглотить корм целиком.

В случае обширного инфицирования животные становятся менее активными, что обычно трактуется владельцами как возрастные изменения. Частое чихание с наличием носовых выделений у животных с пародонтозом может свидетельствовать о наличии ороназальной фистулы.

У мелких и карликовых пород собак, в случае, если пародонтит привел к значительному разрушению костной ткани вокруг зубов, заболевание может сопровождаться переломами нижней челюсти.

Как проводится диагностика пародонтита у собак и кошек?

Стоматологический зонд – наиболее важный инструмент диагностики поражений пародонта. Пародонтальные зонды используются для измерения глубины карманов и степени прикрепления, а также для оценки присутствия зубного налета и зубного камня.

Пародонтит диагностируется при обнаружении потери прикрепления десны к поверхности зуба. Зонд используется для измерения десневой борозды вокруг каждого зуба, а также замеров глубины обнаруженных пародонтальных карманов. Глубина пародонтальных карманов измеряется от цементоэмалевого соединения до места прикрепления эпителиальной выстилки десны к зубу. При рецессии тканей десны степень нарушения прикрепления определяется суммированием размера свободного края десны и глубины пародонтального кармана. Стоматологический зонд используется и для определения наличия и количества участков разрушения костной ткани в области бифуркации корней.

Оценка рентгеновских снимков также является крайне важным диагностическим критерием для оценки степени разрушения костной ткани на фоне пародонтита, а также наличия осложнений данного заболевания.

Кроме того, для выяснения первопричины возникновения патологии, могут быть проведены и другие диагностические мероприятия.

Как проводится лечение пародонтита у животных?

Выбор методов лечения пародонтита определяется строго индивидуально и напрямую зависит от состояния здоровья пациента, степени поражения тканей зуба, а также альвеолярного отростка кости.

Удаление зубного налета и сглаживание поверхности корней для проведения механической очистки – являются важнейшими процедурами в процессе лечения пародонтита, позволяющие создать среду, благоприятную для заживления тканей пародонта.

Снижение количества субгингивальных бактерий и токсических продуктов также является первичной задачей ветеринарного стоматолога. Эндотоксины, находящиеся на корне зуба, неустойчиво сцеплены с окружающими тканями и удаляются при помощи ультразвуковой обработки.

Пародонтальные карманы незначительной глубины могут восстанавливать прикрепление пародонта к поверхности зуба на фоне локального использования антибактериальных препаратов. Основным преимуществом местного применения антибиотиков, по сравнению с системным, является возможность создания известной концентрации препарата в месте введения, с параллельным недопущением возникновения негативных эффектов со стороны ЖКТ.

В случае значительной глубины пародонтальных карманов, требуется проведение более интенсивного и масштабного лечения, заключающегося в хирургическом вмешательстве в области пародонта (в том числе формировании пародонтальных лоскутов), для визуальной оценки состояния поверхности корня зуба, проведения эффективной очистки и обеспечения контроля регенерации тканей.

Зубы с признаками выраженного нарушения прикрепления подлежат хирургической экстракции.

Также необходимо обеспечить животному полностью сбалансированное питание. Белки и другие питательные вещества крайне важны для поддержания здоровья организма, защитных свойств эпителия и функционирования иммунных барьеров.

При обнаружении системных патологий, послуживших причиной возникновения пародонтита, терапия сводится к коррекции симптомов основного заболевания.

Существует ли профилактика развития пародонтита у собак и кошек?

Профилактика развития пародонтита обычно сводится к предупреждению образования зубного налета над и под тканями десны. Частота проведения профессиональных обработок рекомендуется на основании выраженности клинических симптомов пародонтита у каждого конкретного животного, а также регулярности самостоятельной санации ротовой полости владельцем животного.

Предотвратить развитие пародонтита можно, соблюдая всего лишь несколько несложных правил:

• ежедневная санация зубов и ротовой полости;
  • использование чистой воды и сбалансированных кормов;
  • полное исключение контакта с любыми травмирующими факторами;
  • регулярный самостоятельный осмотр ротовой полости;
  • своевременное удаление зубного налета и зубного камня;
  • регулярные осмотры у стоматолога и проведение профилактических диспансеризаций.