ГИПОПЛАЗИЯ ЭМАЛИ ЗУБОВ У СОБАК И КОШЕК

Амелогенез – процесс формирования эмали зубов особыми клетками внутреннего эпителия – амелобластами, протекающий в два основных этапа. В ходе первого начинается выработка эмали, в виде частично минерализованного органического матрикса. В течение второго происходит созревание и минерализация ранее сформированного материала. Негативное влияние на физиологию процесса амелогенеза системных и местных неблагоприятных факторов, способно привести к дефициту, аномалиям развития или дефектам формирования эмали.

Гипоплазия – недостаточное развитие эмали молочных и коренных зубов, обусловленное нарушением формирования матрикса эмали, либо ее минерализации, характеризующееся её качественной или количественной неполноценностью. Наиболее тяжелой формой гипоплазии является аплазия – полное отсутствие эмалевого покрытия.

Из-за чего возникает гипоплазия эмали зубов у собак и кошек?

Гипоплазию эмали принято подразделять на два основных вида – системную и местную.

Местная гипоплазия характеризуется нарушением формирования эмали одного, либо, в редких случаях, двух зубов. Причиной возникновения данного вида гипоплазии может являться механическая травма развивающегося фолликула постоянного зуба или воспалительный процесс, возникающий под влиянием биогенных аминов и инфекций, проникающих в фолликул при хроническом периодонтите временного зуба. Кроме того, причиной местной гипоплазии может стать воспалительный процесс, распространяющийся в области верхушки корня молочного зуба. Зачаток любого постоянного зуба может оказаться вовлеченным в патологический процесс, но, чаще всего, страдают зачатки клыков. В большей степени, данному виду заболевания подвержены собаки карликовых пород, так как именно у них наиболее распространена ложная полиодонтия.

Воспалительный процесс в периапикальных тканях временных зубов распространяется и на зачатки постоянных зубов, воздействуя на них еще до этапа прорезывания и повреждая защитный слой молодой эмали – объединенный эмалевый эпителий, в результате разрушения которого образуется грануляционная ткань.

При местной гипоплазии постоянный зуб прорезывается в положенный срок, но с дефектом эмали – белым пятном или углублением с гладким дном и ровными стенками. Через истонченный слой эмали может просвечиваться пигментированный дентин, что придает дефекту коричневый оттенок. В некоторых случаях, эмаль коронки зуба может полностью или частично отсутствовать. При интенсивном и длительном воспалительном процессе, могут пострадать клетки, формирующие дентин. В таком случае, и эмаль, и дентин формируются неправильно, придавая зубу любые нехарактерные формы и очертания.

Системная гипоплазия – возникает при нарушении метаболических процессов в зачатках зубов под влиянием нарушений минерального и белкового обмена, во время пренатального и неонатального периодов. При данном виде гипоплазии, патологии развития эмали чаще наблюдается в нескольких, развивающихся в один и тот же период, зубах.

Нарушения обмена, провоцирующие развитие системной гипоплазии, могут наблюдаться при различных патологических состояниях: инфекционных заболеваниях, рахите, диспепсии, пневмонии, а так же при несбалансированном кормлении. Гипоплазия молочных зубов, формирующихся во внутриутробном периоде, обусловлена системными нарушениями в организме матери - вирусные инфекции, тяжелые отравления и т.д. Гипоплазия постоянных – влиянием различных системных заболеваний (рахит, тетания, острые инфекции, заболевания ЖКТ, токсическая диспепсия, алиментарная дистрофия, мозговые нарушения, тяжелый атопический дерматит и т.д.), возникших в период формирования и минерализации (от 2 недель до 6 месяцев). Выраженность гипоплазии напрямую зависит от степени тяжести перенесенного заболевания.

Каковы клинические признаки гипоплазии эмали зубов?

Различают следующие формы гипоплазии:

Пятенная форма – проявляется в виде меловых пятен белого цвета с четкими границами и гладкой блестящей поверхностью, располагающихся на одном уровне симметрично расположенных коронок зубов. Симметричность характеризуется не только расположением пятен, но и их размером и формой. Пятенная форма гипоплазии указывает на недостаточное обызвествление эмали при ее закончившемся формировании.

Эрозивная форма – характеризуется истонченностью слоя эмали в различных и на ограниченных участках. Данная форма имеет вид овальных или округлых углублений с гладким дном и стенками. Дефекты располагаются симметрично на одноименных зубах и при этом, как правило, имеют схожий размер.

Бороздчатая форма – проявляется в виде бороздчатых углублений эмали различной ширины и глубины, с четкими ровными краями, гладким блестящим дном и стенками, расположенными параллельно режущему краю. На начальных этапах развития патологии, эти участки имеют нормальный цвет, но по мере дальнейшего роста зуба постепенно пигментируются. В некоторых случаях, гипоплазия эмали проявляется в виде одиночной гиперпигментированной полосы на коронке зуба.

Лестничная форма – характеризуется наличием нескольких параллельных бороздок на коронке зуба. Данная форма гипоплазии встречается крайне редко. Характерным признаком является то, что даже при тяжелой форме данного вида гипоплазии, целостность эмали не нарушается.

Смешанная форма – проявляется в виде сочетания или чередования бороздок, эрозий и белых пятен на нескольких зубах, а так же в пределах одного зуба.

Аплазия – характеризуется полным отсутствием эмали на части коронки зуба. Болевой синдром формируется при непосредственном контакте с раздражителем и проходит сразу, после его устранения. Параллельно часто фиксируется недоразвитие ткани дентина.

Как проводится диагностика гипоплазии эмали зубов у собак и кошек?

Наибольшее диагностическое значение имеет визуальная оценка патологии. Кроме того, необходимо проведение рентгенологического обследования, с целью оценки состояния эндодонта и дентина. При гистологическом обследовании всех форм гипоплазии, обнаруживается уменьшение толщины эмали, увеличение межпризменных пространств, потеря четкости эмалевых призм и расширение линий Ретциуса. При тяжелых формах, могут быть заметны изменения в дентине. Для выяснения этиологии возникновения заболевания, могут потребоваться и другие лабораторные и функциональные обследования.

Как проходит лечение гипоплазии эмали зубов у собак и кошек?

Недоразвитие эмали при гипоплазии является необратимым процессом, поэтому ключевыми направлениями терапии являются: выявление и лечение первопричины заболевания, устранение косметических дефектов, а также реконструкция зубной эмали.

Пораженные зубы очищаются, после чего, пораженный дентин вытравливается кислотой для открытия дентинных канальцев. Далее производится нанесение связывающего агента, либо специального герметика, с целью закупорки канальцев. Данная процедура предотвращает развитие гиперчувствительности зубов, снижает вероятность бактериального поражения пульпы, а также обеспечивает гладкость поверхности. Для большей прочности может потребоваться нанесение слоя полимерного композитного стоматологического материала.

Реставрационные мероприятия обеспечивают восстановление эстетического вида и механических качеств эмали при наличии больших участков повреждения.

Ортопедическое лечение у молодых животных проводится только после окончания формирования зубочелюстной системы, во избежание развития осложнений со стороны пульпы и пародонта. При поражениях эндодонта проводится эндодонтическое лечение, либо экстракция пораженных зубов.

Существует ли профилактика гипоплазии эмали зубов?

Молочные зубы практически полностью минерализуются во время внутриутробного развития, когда состояние плода напрямую зависит от здоровья матери. Поэтому, огромное клиническое значение имеет сбалансированное питание, бережное отношение, а также раннее выявление и лечение интеркуррентных заболеваний у беременного животного.

Не следует откладывать и удаление инфицированных или невыпавших молочных зубов, даже если они не вызывают беспокойства пациента. Это может привести к гипоплазии эмали соответствующих постоянных зубов, осложнениям их прорезывания или гибели развивающегося зуба. В тяжелых случаях, формирование эмали может нарушиться во время рождения или в течение неонатального периода.

Кроме того, не следует пренебрегать и стандартными профилактическими мероприятиями:

• использование чистой воды и качественных кормов;
  • полное исключение контакта с любыми травмирующими факторами;
  • регулярная и своевременная вакцинация;
  • исключение контакта с больными животными;
  • регулярный самостоятельный осмотр ротовой полости;
  • тщательный уход за зубами;
  • своевременное удаление зубного налета и зубного камня;
  • регулярные осмотры у стоматолога и проведение профилактических диспансеризаций.