ПЕРЕЛОМ КОРОНКИ ЗУБА У СОБАК И КОШЕК

Перелом коронки зуба – распространённое явление в повседневной практике ветеринарного стоматолога, сопровождающееся нарушением ее анатомической целостности. Переломы зубов наиболее часто встречаются у собак, возникая в результате получения травм, или употребления жесткой пищи. Кошки же подвержены данной патологии в меньшей степени, чаще всего получая переломы в результате падений или ушибов. В большей степени, от подобных повреждений страдают клыки и моляры, расположенные как на верхней, так и на нижней челюстях.

Переломы коронки зуба принято различать на:

Неосложненные (закрытые) переломы – вид переломов, не сопровождающихся прямым воздействием на ткани пульпы. При подобных переломах происходит лишь потеря эмали и некоторого количества дентина.

Осложненные (открытые) переломы – вид переломов, сопровождающихся обнажением пульпы. Обнажение обычно происходит в виде вскрытия пульпарной камеры на поверхности коронки, а в случае повреждения корня – и непосредственно корневого канала зуба.

По каким причинам может произойти перелом коронки зуба?

Перелом зуба может возникнуть вследствие воздействия избыточной силы на его коронку или как стресс-фактор, возникающий в результате нефизиологической нагрузки на зуб. Неосложненный перелом коронки резцов и клыков происходит вследствие контакта с камнями или другими твердыми объектами, премоляров и моляров – вследствие слабого или умеренного приложения силы при жевании твердых предметов (кости, палки, камни, твердые игрушки и т.д.). При неосложненном переломе коронки зуба со здоровым дентином и пульпой – дентин может реагировать путем формирования дополнительного покрытия на поверхности пульпы. Это достигается выработкой третичного (репаративного) дентина и помогает защитить пульпу путем увеличения толщины прослойки между ней и местом перелома. Однако, если пульпа подвержена риску, либо травмирована, может произойти ее инфицирование или некротизация.

Зубы животных способны выдерживать очень большие окклюзионные нагрузки, при условии их приложения параллельно оси зуба. Однако приложение значительной силы под углом может привести к осложненному перелому коронки. Повреждение пульпы зуба происходит в случаях, когда область перелома расположена достаточно низко. С возрастом, риск подобных переломов значительно возрастает, поскольку линия расположения пульпы со временем снижается в результате выработки большого количества дентина. Наиболее частой причиной сложных переломов резцов и клыков являются автомобильные аварии, травмы от твердых объектов, драки с другими животными, а также падения с высоты.

Какими симптомами сопровождается перелом коронки зуба?

Осложненный и неосложненный перелом коронки зуба могут иметь существенно отличающуюся симптоматику.

Неосложненный перелом можно распознать визуально за счет наличия уплощенного участка зуба без признаков истирания и износа. Небольшие переломы режущих или колющих поверхностей могут выглядеть как слегка неровные режущие края, либо поверхности неправильной формы. Участки переломов, ориентированные в сторону языка или неба, при осмотре выявляются крайне трудно, так как при этом поверхности зуба на лабиальной или щечной сторонах выглядят абсолютно естественно. При неосложненном переломе, поверхность участка зуба без эмалевого покрытия обычно шершавая на ощупь и матовая на вид, по причине меньшей степени минерализации низлежащего дентина.

На месте хронического перелома, чаще всего, присутствует большее количество налета и зубного камня, чем на неповрежденном зубе. Проведение стоматологическим инструментом по поверхности перелома, позволяет выявить шероховатость, однако инструмент не должен проваливаться в область расположения рога пульпы зуба. Более того, в пульпарной камере не должно наблюдаться отверстий. Поражение дентинных канальцев приводит к повышению чувствительности зуба, однако животные при этом редко проявляют признаки дискомфорта.

Симптомы осложненного перелома схожи с симптомами неосложненного, за исключением наличия прямого зияния пульпарной камеры, либо канала корня зуба. Зачастую, данное зияние заметно невооруженным глазом в виде розовой, темно-коричневой либо черной трещины в центре зуба. Если пульпа сохраняет жизнеспособность, при зондировании отмечаются признаки кровотечения. В случае некротизации пульпы, отверстие бывает окрашено в черный цвет, а зонд проходит в область перелома, не причиняя животному значительного дискомфорта. Подвижный фрагмент зуба, иногда остающиеся на месте перелома, может скрывать признаки повреждения пульпы и должен быть отведен в сторону, либо удален для обследования области перелома.

В случае поражения пульпы, дентин в данной области отсутствует, а пульпа становится неспособной к саморепарации путем отложения третичного либо репаративного дентина, неизменно воспаляясь или некротизируясь. Медиаторы воспаления мигрируют из канала корня в область периодонтальной связки через апикальные отверстия и боковые каналы, приводя к локальному разрушению костной ткани.

При отсутствии лечения патологический процесс часто распространяется, выбирая путь наименьшего сопротивления для сброса давления. В результате может образоваться очаг покраснения со свищом в центре, расположенный близко к линии между прикрепленной десной и ее подвижной частью. В дальнейшем, патология эндодонта может привести к отеку всей нижней челюсти, либо к отеку морды до линии глаз (без наличия дренирующего свища). У кошек абсцессы клыков нижней челюсти образуют свищи прямо через толщу кожи.

Как проводится диагностика переломов коронки зуба у собак и кошек?

Диагноз обычно ставится на основании визуального выявления признаков перелома и проведения дифференциальной диагностики от стоматологических заболеваний со схожими симптомами:

• износа поверхностей зубов из-за интенсивной механической нагрузки;
  • истирания поверхностей зубов в местах соприкосновения;
  • аномалий формирования зубов в ходе их развития;
  • и т.д.

Повреждения, возникшие вследствие истирания, обычно имеют более физиологический вид и гладкую поверхность. Тщательно проведенная оценка прикуса позволяет исключить наличие данной патологии. С помощью смотрового зонда исследуется поверхность области проекции рога пульпы с целью выявления повреждений. Если кончик инструмента уходит внутрь центра очага поражения, либо выявляются признаки кровотечения – перелом считается осложненным.

Рентгенологическое исследование позволяет выявить наличие очагов повреждений.

Как проходит лечение переломов коронки зуба у собак и кошек?

Уровень и характер перелома определяют и направление курса лечения. Наличие мелких сколов обычно не требует проведения интенсивного лечения. При повреждении тканей дентина, проведение рентгенологического обследования является обязательным при любых, даже незначительных сколах. Более крупные участки отсутствия эмали представляют значительную угрозу из-за риска инфицирования через открытые дентинные канальцы. В этом случае, рентгенологическое исследование проводится для оценки состояния пульпы. Если пульпа, либо корневой канал имеют признаки нарушения развития внутренней или внешней резорбции корня, либо дефектов периапикальной костной ткани – требуется проведение лечения корневого канала или экстракция зуба. В случае если при рентгенологическом обследовании не выявляется признаков отклонений, дентин закрывается специальным герметиком. Для обеспечения дополнительной механической защиты, поверх герметика наносится жидкотекучий композитный реставрационный материал. Через год необходимо проведение повторного рентгенологического обследования для оценки состояния пульпы и периферических тканей, поскольку существует вероятность инфицирования полости пульпы до момента запечатывания дентина.

В случае осложненного перелома, при поражении пульпы развивается пульпит или необратимый некроз, требующий эндодологического лечения, либо экстракции.

Существует ли профилактика перелома коронки зуба у собак и кошек?

Главным фактором, приводящим к переломам коронки зуба, являются механические повреждения, а потому, главной профилактической мерой служит аккуратное обращение и постоянный контроль за состоянием зубов домашнего питомца. Во время игр и дрессировки не рекомендуется использование слишком твердых предметов.

Кроме того, с целью укрепления зубов и профилактики переломов, следует соблюдать всего лишь несколько несложных правил:

• ежедневная санация зубов и ротовой полости;
  • использование чистой воды и сбалансированных кормов;
  • полное исключение контакта с любыми травмирующими факторами;
  • регулярный самостоятельный осмотр ротовой полости;
  • своевременное удаление зубного налета и зубного камня;
  • регулярные осмотры у стоматолога и проведение профилактических диспансеризаций.