ПАТОЛОГИИ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У СОБАК И КОШЕК

Слюнные железы – железы переднего отдела пищеварительной системы, расположенные как непосредственно в ротовой полости, так и за ее пределами; вырабатывающие слюну и играющие важнейшую роль в обеспечении нормального процесса пищеварения. Анатомически слюнные железы не связаны с органами ротовой полости, но физиологически представляют собой важнейшую часть пищеварительной системы.

Слюна – прозрачная бесцветная жидкость, выделяемая в ротовую полость тремя парами крупных и множеством мелких слюнных желез, смачивающая ротовую полость, способствующая пережевыванию пищи, а также являющаяся мощнейшим защитным средством, предохраняющим зубы и органы ротовой полости от механических, химических и термических повреждений.

Основными функциями слюнных желез являются:

Секреторная функция – в результате секреторной деятельности больших и малых слюнных желез происходит увлажнение слизистой оболочки ротовой полости, что является одним из важнейших условий для осуществления двустороннего транспорта химических веществ между слюной и слизистой оболочкой.

Инкреторная (выделительная) функция – со слюной в ротовую полость выделяются гормоны – глюкагон, инсулин, стероиды, тироксин, тиреотропин и т.д. Кроме того, слюнные железы обладают функцией избирательного транспорта веществ из плазмы крови в секрет.

Интегративная (регуляторная) функция – слюнные железы обладают эндокринной функцией, обеспечивающейся благодаря синтезу паротина и факторов роста. Со слюной, в незначительных количествах, эти вещества выделяются в ротовую полость, где способствуют быстрому заживлению повреждений слизистой оболочки. Паротин также оказывает действие на эпителий слюнных желез, стимулируя в нем синтез белка.

Основными слюнными железами у животных являются: парные околоушные, подчелюстные, подъязычные и скуловые (орбитальные), а также коренные - у кошек. Нормальное функционирование каждой из слюнных желез является обязательным условием для полноценного пищеварения, а любая их патология способна не только доставить животному значительный дискомфорт и болезненные ощущения, но и способствовать развитию более серьезных и опасных заболеваний.

Какие заболевания слюнных желез наиболее часто встречаются у собак и кошек?

Среди заболеваний слюнных желез у собак и кошек наиболее распространены:

• Сиалоденит – воспаление слюнных желез неспецифического характера, протекающее на фоне системных инфекций, гематогенных заболеваний или травм ротовой полости. Сиалоденит сопровождается появлением нагноений, опуханием пораженной области, и ярко выраженной болевой реакцией, а при отсутствии должного лечения, прогрессирует до некроза слюнной железы.
  • Сиалоцеле (мукоцеле) – слизистая киста, образующаяся в подкожном или подслизистом слое в результате закупорки выходного отверстия слюнной железы и задержки ее секрета. Данный вид патологии наиболее часто встречается у собак, реже – у кошек.
  • Сиалоденоз – реактивно-дистрофическое поражение слюнных желез неинфекционного характера, протекающее с нарушением их секреторной и выделительной функций (преимущественно в подчелюстных и скуловых слюнных железах). Зачастую сиалоденоз может сопровождаться неврологической симптоматикой.
  • Сиалолитиаз – воспалительный процесс, сопровождающийся образованием конкрементов в протоках слюнной железы. Чаще всего конкременты образуются в околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных железах.
  • Новообразования слюнных желез – доброкачественные или злокачественные опухолевые образования, происходящие из тканей слюнной железы, зачастую метастазирующие в щечные и нижнечелюстные лимфатические узлы и легкие.

Из-за чего возникают патологии слюнных желез?

Наиболее частыми причинами возникновения патологий слюнных желез являются:

• острые и тупые травмы слюнных желез или их протоков;
  • попадание инородных тел при приеме пищи;
  • нарушение оттока секрета слюнных желез;
  • образование конкрементов в протоках слюнных желез;
  • доброкачественные и злокачественные новообразования;
  • системные бактериальные и вирусные инфекции;
  • осложнения заболеваний зубов и органов ротовой полости;
  • заболевания иммуноопосредованного характера;
  • породные предрасположенности
  • и т.д.

Какими симптомами сопровождаются патологии слюнных желез?

Основными симптомами, возникающими при патологиях слюнных желез, являются:

• гиперсаливация (обильное слюнотечение);
  • кровянистые или гнойные выделения из ротовой полости;
  • дисфагия (нарушение акта глотания);
  • диспноэ (нарушение акта дыхания);
  • рвотные позывы;
  • болезненность в области ротовой полости;
  • болевая реакция при попытке открывания рта;
  • анорексия (снижение или полная потеря аппетита);
  • кахексия (исхудание);
  • увеличение слюнных желез;
  • появление отеков или новообразований (чаще в области шеи и нижней челюсти);
  • лихорадка (повышение температуры тела);
  • офтальмологические патологии (выпячивание глазного яблока, обильное слезотечение и т.д.)

Как диагностируются патологии слюнных желез у собак и кошек?

Диагностика заболеваний слюнных желез начинается с тщательного осмотра пациента и сбора анамнеза. Осмотр позволяет определить размеры слюнных желез, состояние устья выводных протоков и увлажненность слизистой оболочки полости рта. В обязательном порядке проводится пальпация, позволяющая  оценить плотность ткани слюнных желез.

Дополнительно могут быть проведены:

• общий клинический и биохимический анализы крови;
  • ультразвуковое обследование слюнных желез;
  • рентгенологические обследования;
  • сиалометрия (измерение количества секрета слюнных желез);
  • диагностика инфекционных и инвазионных заболеваний;
  • микробиологические исследования;
  • компьютерная томография;
  • цитологические и гистологические исследования
  • и т.д.

Как проходит лечение патологий слюнных желез?

Воспаление слюнных желез является серьезным патологическим процессом, требующим незамедлительного лечения, отсутствие которого может спровоцировать ряд более серьезных заболеваний. Оказание ветеринарной помощи в таких случаях может включать в себя как терапевтические, так и хирургические методы.

Терапевтическое лечение обычно включает применение:

• антибактериальных средств;
  • обезболивающих средств;
  • кортикостероидов;
  • репарантов;
  • физиотерапевтических средств;
  • и т.д.

Хирургическое лечение может включать:

• дренирование протоков слюнной железы;
  • удаление слюнной железы;
  • удаление конкрементов слюнной железы;
  • восстановление протоков слюнной железы;
  • легирование протоков слюнной железы;
  • вскрытие абсцессов слюнной железы;
  • удаление новообразования слюнной железы
  • и т.д.

Существует ли профилактика заболеваний слюнных желез?

Несмотря на элементарность профилактических мер, они действительно способны уберечь домашнего питомца от возникновения патологий слюнных желез. Основными из них являются: употребление достаточного количества чистой воды, сбалансированное питание, избежание травм и повреждений слизистой оболочки, регулярный осмотр ротовой полости, а так же своевременное лечение стоматологических заболеваний.