ГИПЕРТРОФИЯ ТКАНЕЙ ДЕСНЫ У СОБАК И КОШЕК

Гипертрофия – пролиферация нормальных клеточных элементов тканей десны.

Среди домашних животных, данная патология встречается сравнительно редко, а ее лечение, при условии своевременного обращения, почти всегда дает положительные результаты. Исключение составляют ситуации, когда гипертрофия имеет генетическую этиологию. В таких случаях, существует вероятность возникновения рецидивов заболевания.

Различают две формы гипертрофии тканей десны: генерализованную и ограниченную.

Ограниченная (или очаговая) гипертрофия является одиночным разрастанием в области бугра верхней челюсти, или язычной поверхности десны нижней челюсти, локализируясь на одной или обеих сторонах. Как правило, разрастания имеют округлую форму, гладкую поверхность и плотную консистенцию.

Генерализованная гипертрофия встречается наиболее часто и представляет собой совокупность нескольких сливающихся очагов зернистых разрастаний десны, которые, в конечном счете, приводят к полному закрытию коронки зуба.

По степени интенсивности развития патологического процесса различают 3 степени генерализованной гипертрофии:

- I степень характеризуется избыточным ростом края десны и десневых сосочков; утолщения имеют вид уплотненного валика; а увеличение ткани десны происходит примерно на 1/3 высоты коронки зуба;

- II степень определяется прогрессированием гипертрофии десневого края и десневых сосочков; десневой валик покрывает нижнюю часть коронки зуба; а разрастание достигает до 1/2 высоты коронки;

- III степень отличается резко выраженной гиперплазией десневого края и десневых сосочков; увеличенная в объеме десна покрывает более 2/3 высоты коронки зуба, нередко достигая режущего края зубов. Разросшиеся сосочки покрываются множеством мелких и крупных кровоточащих грануляций.

Отсутствие лечения гиперплазии тканей десны приводит к ее развитию, что может стать причиной возникновения остеопороза и разрушения межзубных перегородок.

Из-за чего возникает гипертрофия тканей десны у собак и кошек?

Гиперплазия десны может быть следствием неспецифических (хроническое воспаление), либо специфических (влияние лекарственных препаратов или наследственная предрасположенность) факторов. Хроническое воспаление, ввиду наличия локальных очагов (бактериальный налет и зубной камень), может послужить причиной развития гипертрофии тканей десны, либо дополнительно усугубить ее. Данный гиперпластический ответ тканей у некоторых животных может приводить к генерализованной гингивальной гиперплазии. В числе препаратов, способных привести к началу развития патологии, отмечены циклоспорины, блокаторы кальциевых каналов и фенитоин. Их введение приводит к стимуляции роста фибробластов ткани десны. Прекращение приема данных препаратов обычно приводит к регрессу поражения. Наследственные случаи гипертрофии обычно встречаются у животных определенных пород (боксеры и колли).

Какими симптомами сопровождается развитие гипертрофии тканей десны?

Одним из первичных характерных признаков развития гипертрофии является локальный или генерализованный рост объема свободных и прикрепленных к зубу тканей десны. Степень увеличения объема варьируется от слабой, до выраженной, при этом, в тяжелых случаях, ткани десны могут полностью покрывать поверхность зуба.

Края десен обычно закруглены и притуплены, также, в зависимости от выраженности воспаления, могут выявляться очаги гиперемии и кровоточивости.

Гиперплазированные ткани десны могут образовывать псевдокарманы, что приводит к накоплению субгингивального зубного налета и гингивиту. Клинические симптомы у животных обычно отсутствуют, если только гиперплазированные ткани не травмируются в ходе жевания.

Как проводится диагностика гипертрофии тканей десны у собак и кошек?

При постановке окончательного диагноза, основной задачей ветеринарного стоматолога является дифференциальная диагностика гипертрофии тканей десны от других, схожих по симптомам заболеваний:

• эпулоиды (соединительнотканное доброкачественное опухолевое образование – центральная гигантоклеточная гранулема, располагающаяся на альвеолярных отростках челюстей);
  • фиброма (доброкачественная опухоль из волокнистой соединительной ткани);
  • акантоматозная амелобластома собак (доброкачественная одонтогенная опухоль челюстно-лицевой локализации, вызывающая деструкцию костной ткани);
  • неоплазия (патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки);
  • резорбция корня (процесс, во время которого происходит дегенерация дентина, цемента и костной ткани, окружающей зуб);
  • гранулема (ограниченный участок воспаленной ткани в виде небольшого гнойного мешочка или узла в области корня зуба.).

Этиологию возникновения стоит учитывать при заболеваниях, имеющих породную предрасположенность, а также у животных, получающих препараты, способные вызвать развитие гипертрофии тканей десны. Окончательный диагноз ставится на основании результатов гистологического исследования взятых образцов тканей.

Микроскопическое исследование свидетельствует о признаках наличия фиброзной ткани с присоединением воспалительного процесса.

Данные полученных рентгеновских снимков, как правило, показывают увеличение плотности мягких тканей в области локализации гипертрофии тканей десны.

Как проходит лечение гипертрофии тканей десны у собак и кошек?

Лечение гипертрофии подразумевает удаление бактериального налета и зубного камня с целью снижения выраженности воспалительного процесса. В ходе хирургического удаления пораженной ткани, необходимо вернуть десне естественные очертания, устранить псевдокарманы, а также сформировать нормальную глубину десневой борозды. Удаление производится с помощью скальпеля, электрокоагулятора или лазера.

Существует ли профилактика развития гипертрофии тканей десны?

К профилактическим мерам, способным минимизировать риск развития гипертрофии тканей десны, в первую очередь, следует отнести соблюдение профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта, предполагающей ежедневную санацию в домашних условиях, а так же регулярное посещение ветеринарного стоматолога для ультразвукового снятия зубных отложений.