ЗАДЕРЖКА СМЕНЫ ЗУБОВ У СОБАК

Персистенция зубов у собак – широко распространенная проблема, с которой часто сталкиваются владельцы домашних животных. Естественная смена молочных зубов на постоянные в обязательном порядке происходит в возрасте 4-7 месяцев. В норме, в ротовой полости собаки присутствует 28 молочных зубов, сменяющихся на 42 постоянных и подразделяющихся на резцы, клыки, премоляры и моляры.

Процесс развития зубочелюстной системы у собак подразделяется на три основных периода: внутриутробную закладку зачатков зубов в челюсти плода, прорезывание молочных зубов в постнатальный период развития и непосредственно замену молочных зубов на постоянные. Основной отличительной особенностью первых двух периодов является их прямая зависимость от генетических факторов, в то время как третий обуславливается породной особенностью и условиями содержания животного.

Первые молочные зубы появляются у щенков около 1-1,5 месяцев: в возрасте 3-4 недель прорезываются первые резцы и клыки, к 4-5 неделям начинают появляться премоляры.

Смена молочных зубов на постоянные начинается в возрасте 16 недель и полностью заканчивается к 6-7 месячному возрасту. Постоянные резцы и клыки показываются в деснах незадолго до выпадения своих молочных предшественников, поэтому несколько дней, даже в норме, в ротовой полости может наблюдаться двойной ряд зубов.

Физиологически, смена зубов представляет собой процесс, в течение которого зачаток коренного зуба, расположенный над или под молочным, начинает активно расти. Это приводит к постепенному расшатыванию молочного зуба, ослабеванию его фиксации в десне и последующему выпадению.

Длительная задержка смены зубов провоцирует развитие полиодонтии – увеличения  их общего количества за счет одновременного присутствия в ротовой полости невыпавших молочных и уже появившихся постоянных зубов. Молочные и постоянные зубы крайне редко могут расположиться в одном ряду, поэтому, параллельно с полиодонтией, зачастую возникает и дистопия – аномалия расположения зубов.

Каковы причины задержки смены зубов у собак?

К основным причинам задержки смены зубов относятся:

• Неправильная траектория прорезывания постоянного зуба. В случаях, когда постоянный зуб прорезается по своей естественной траектории, он производит давление на апекс предшественника, что приводит к резорбции последнего. Непрерывное коронарное продвижение постоянного зуба приводит к постоянной резорбции молочного. Этот процесс продолжается до тех пор, пока корень не будет достаточно резорбирован, после чего, молочный зуб выпадает, а постоянный занимает свое нормальное положение в ротовой полости. Если постоянный зуб двигается по неестественной траектории, корень молочного зуба не подвергается резорбции, приводя к тому, что молочный зуб сохраняется, а постоянный зуб прорезается рядом. Это противоречит классической, но ошибочной теории о том, что персистирующие молочные зубы становятся причиной неестественного прорезывания постоянных зубов. Неправильное положение постоянных зубов может являться или не являться следствием генетической предрасположенности, однако, поскольку явление имеет место быть у разных пород и отдельных особей, оно в настоящее время, рассматривается как имеющее генетическое происхождение. Говоря о породных особенностях, следует выделить мелкие (массой 4-8 кг) и карликовые (до 4 кг) породы собак: йоркширские терьеры, той терьеры, чихуахуа, карликовые пудели и болонки – у представителей этих пород самостоятельная смена зубов происходит крайне редко. У собак средних пород (массой 8-20 кг) данная патология регистрируется нечасто, а у крупных (20-30 кг) и гигантских пород (более 30 кг) практически не наблюдается.
  • Задержка прорезания или анкилоз молочного зуба. Следствием данной патологии является задержка либо неправильное прорезывание постоянного зуба, что приводит к невыпадению молочного.
  • Активный рост челюсти во время смены зуба. Из-за ускоренного роста челюсти, генетически правильно расположенный зачаток постоянного зуба может смещаться, и прорезаться в несвойственном для него месте.
  • Ретенция. Аномалия смены зубов, при которой роста коренного зуба не происходит вообще. К причинам возникновения данного заболевания относят: полное отсутствие зачатка зуба, неправильное расположение зачатка зуба или наличие очень плотной кортикальной пластины.
  • Пищевой дисбаланс. Недостаток в рационе необходимых витаминов, микроэлементов и аминокислот, а также частое использование в рационе мягкого и рыхлого корма – зачастую являются причинами задержки смены зубов.
  • Гормональный дисбаланс. Данная патология иногда встречается при заболеваниях щитовидной железы.

Какими симптомами сопровождается задержка смены зубов?

Одним из главных условий успешного лечения нарушений смены зубов является своевременное обращения к специалисту, а, потому, владельцу животного следует обращать пристальное внимание на симптомы, характеризующие наличие данной патологии:

• аномальное расположение зубов;
  • скученность зубов;
  • одновременное присутствие в одной десневой борозде постоянного и молочного зуба;
  • появление неприятного запаха изо рта;
  • опухания, покраснения и кровоточивость десен;
  • травматический пульпит;
  • снижение или отсутствие аппетита;
  • боль при приеме пищи.

Наиболее очевидным признаком задержки смены зубов, безусловно, является их неправильное расположение, которое можно заметить при осмотре питомца, поэтому, в период взросления собаки необходимо регулярно проводить самостоятельный осмотр ротовой полости.

Как диагностируется задержка смены зубов?

Для постановки окончательного диагноза обычно бывает достаточно визуального осмотра пациента. В целях составления полной картины патологии назначается рентгенологическое обследование. Опираясь на полученные результаты, специалист делает выводы о том, является ли смена зубов физиологической, или существует необходимость в проведении оперативного вмешательства.

Как проходит лечение задержки смены зубов у собак?

Основным направлением лечения персистенции является немедленная хирургическая экстракция всех невыпавших молочных зубов с целью минимизации риска развития возможных негативных последствий.

С учетом значительной длины корня и наличия тонких стенок у молочных зубов, а также учитывая необходимость профилактики повреждений развивающегося постоянного зуба, процедура экстракции является крайне сложным хирургическим вмешательством, осуществляющимся исключительно с применением общей анестезии.

В случае проведения некорректной экстракции, возможен перелом коронки молочного зуба, удаление частей которого должно быть произведено немедленно, из-за риска инфицирования альвеолы и формирования ярко выраженного воспаления в десне в ответ на присутствие инородного тела.

Существует ли профилактика задержки смены зубов у собак?

Профилактические меры, необходимые в период смены зубов у собак, способны значительно снизить риск возникновения персистенции:

• в процессе игры со щенком нежелательно использование верёвок, тканей и других предметов, провоцирующие животное на тянущие движения сжатыми челюстями;
  • не следует давать щенку для грызения слишком твердые предметы;
  • в период смены зубов (возраст 3-5 месяцев) не рекомендуется поведение вакцинации;
  • питание животного должно быть сбалансированным;
  • необходимым условием так же является регулярное посещение стоматолога (не менее 2-3 раз за период смены зубов).