ОБРАЗОВАНИЕ ЗУБНОГО КАМНЯ И ЗУБНОГО НАЛЕТА

Образование зубного камня у собак и кошек – одна из главных причин обращения владельцев животных к ветеринарному стоматологу. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев, данная патология может долгое время оставаться без внимания, в дальнейшем приводя к развитию более серьезных и опасных заболеваний.

Зубной налет – скопление аэробных и анаэробных бактерий, а также продуктов их жизнедеятельности, образующих на поверхности зубов желтоватую пленку и создающих кислую среду, достаточную для начала процесса деминерализации эмали, оголения дентина и развития кариеса.

Зубной камень – отвердевший зубной налет, состоящий из остатков пищи, отмерших клеток, бактерий и продуктов их жизнедеятельности, а также солей фосфора, железа и кальция.

Принято различать наддесневой и поддесневой зубной камень:

• Наддесневой зубной камень – имеет белый, желтоватый или коричневый цвет; твердую консистенцию;  располагается на наружной поверхности зуба и виден невооруженным глазом.
  • Поддесневой зубной камень – имеет темно-коричневый или зеленовато-черный цвет; твердую консистенцию; локализируются в пародонтальных карманах, и обнаруживается исключительно при инструментальных обследованиях.

Образование зубного камня проходит в несколько этапов и начинается уже с самого раннего возраста. Вначале, на поверхности зубов образуется бактериальная пленка, со временем формирующая налет глинистой консистенции – зубную бляшку, состоящую из многочисленных колоний различных микроорганизмов. Данные микроорганизмы создают благоприятные условия для протекания химической реакции с участием кальция, содержащегося в слюне животного. Реакция проходит на поверхности зуба и приводит к минерализации зубного налета. Как правило, патологический процесс занимает от 4 до 6 месяцев.

Наиболее частой областью локализации зубного камня являются места со слабой механической нагрузкой – наружные и внутренние поверхности зубов.

Из-за чего возникает зубной налет и зубной камень у собак и кошек?

Основными причинами, способствующими формированию зубного камня являются:

• нарушение или отсутствие гигиены полости рта;
  • кормление исключительно мягкой и влажной пищей;
  • неправильное расположение зубов;
  • повышенная шероховатость поверхности зубов;
  • нарушения солевого обмена;
  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • привычка жевать на одной стороне челюсти;
  • наличие заболеваний, сопровождающихся снижением общей резистентности организма.

Какими симптомами сопровождается появление зубного налета и зубного камня?

Образование зубного камня и зубного налета проявляется ярко выраженными изменениями в ротовой полости. Основными признаками являются:

• белые, желтые или коричневые твердые отложения на поверхности зубов;
  • появление неприятного запаха изо рта;
  • покраснение и кровоточивость десен;
  • повышенное слюноотделение;
  • болезненность при приеме пищи;
  • снижение или полное отсутствие аппетита;
  • расшатывание или выпадение зубов;
  • и т.д.

Кроме того, образование зубного налета и зубного камня может не только вызывать патологии органов ротовой полости, но и провоцировать развитие целого ряда системных заболеваний. Инфекции, проникая под десны, вызывают воспаление пародонта, образование гранулем, абсцессов, разрушение корней зубов и свищи. Далее, из ротовой полости, бактерии попадают в нижние отделы желудочно-кишечного тракта, провоцируя развитие гастритов, язв, гепатопатии и т.д. Значительно ухудшаются перевариваемость и усваиваемость корма, развиваются анемии. В результате иммунного ответа на бактериальный возбудитель, в организме начинается усиленное образование глобулинов, избыточное количество которых может привести к амилоидозу почек.

Как проводится диагностика данного заболевания у собак и кошек?

При проведении диагностики зубного камня и зубного налета у собак и кошек обычно бывает достаточно проведения визуального осмотра с использованием стоматологического зонда и зеркала. После обследования, стоматолог делает выводы о том, какое лечение будет наиболее эффективным и предпочтительным для конкретного пациента.

В чем заключается лечение зубного камня и зубного налета у собак и кошек?

Основным направлением терапии являются: устранение образовавшегося налета и зубного камня, лечение или удаление поврежденных зубов, применение антибактериальных и противовоспалительных средств, антисептическая обработка десен, а также лечение сопутствующих заболеваний.

Эффективная очистка зубов состоит из трех основных этапов и должна проводиться исключительно узкопрофильным ветеринарным специалистом.

1. Снятие отложений механическим или ультразвуковым способом.
  2. Шлифовка поверхности зубов с использованием специальных насадок.
  3. Полировка зубов мягкими насадками с использованием специальных паст.

Только проведение всех трех этапов позволяет обеспечить наиболее качественную очистку зубов.

С целью минимизации дискомфорта и предупреждения развития болевых ощущений, снятие зубных отложений, в большинстве случаев, проводится с применением общей анестезии. Кроме того, наркоз дает возможность более эффективного обследования ротовой полости, а также более тщательного выполнения процедуры.

Существует ли профилактика образования зубного камня у собак и кошек?

К профилактическим мероприятиям относят следующие:

• соблюдение гигиены ротовой полости и регулярная чистка зубов;
  • отказ от частого использования мягких мелкодисперсных кормов;
  • порционное кормление;
  • использование после приема пищи очищающих лакомств;
  • активный моцион;
  • регулярная ультразвуковая чистка зубов (не реже 1 раза в год);
  • регулярные профилактические осмотры у стоматолога.