ГИНГИВИТ У СОБАК И КОШЕК

Гингивит – воспаление тканей десны, обусловленное неблагоприятным воздействием на организм животного как местных, так и общих негативных факторов, протекающих без нарушения целостности зубоэпителиального крепления и образования зубодесневых карманов.

По характеру течения гингивиты принято разделять на:

Острые – возникающие в результате механического, химического, термического, аллергического, инфекционного или иного воздействия и сопровождающиеся ярко выраженными покраснениями, отечностью, кровоточивостью и болевой реакцией.

Хронические – чаще всего, возникающие как следствие других, более серьезных системных заболеваний и практически не сопровождающиеся кровоточивостью и болевыми ощущениями. При хронических гингивитах воспаление носит более длительный характер, в связи с чем, заболевание нередко обнаруживается лишь при профилактических осмотрах животного.

В свою очередь, хронические гингивиты подразделяются на:

• десквамативные (характеризующиеся интенсивным покраснением и обильным чешуйчатым шелушением десневого эпителия);
  • гиперпластические (возникающие как следствие эндокринологических нарушений и характеризующиеся увеличением объёма зубодесневых сосочков);
  • маргинальные (развивающиеся в связи с нарушением гигиены полости рта);
  • язвенные (характеризующиеся сильным зудом, кровоточивостью и изъязвлением дёсен);
  • атрофические (характеризующиеся значительным уменьшением объёма десневой ткани).

По степени распространенности, гингивиты подразделяются на:

• локализованные (патологический процесс протекает в отдельной части десны);
  • генерализованные  (патологический процесс протекает по всей поверхности десны).

Из-за чего возникает гингивит?

Наиболее частыми причинами, способствующими развитию гингивита, являются скопление бактериального налёта на поверхности зубов, а также несоблюдение элементарной гигиены полости рта. Налет образуется нал десной и, в случае, если его удаление не производится в течение нескольких дней, вызывает воспаление в области края десны, формируя биологическую пленку, плотно прилегающую к поверхности зуба и препятствующую проникновению антибактериальных препаратов. Далее, неразрушенная пленка зубного налета продолжает расти и переходит на ткани зуба, находящиеся под десной. Если поддесневая часть налета продолжает персистировать, это приводит к развитию хронического гингивита и вероятности развития пародонтита. Скученность расположения зубов, присутствие субгингивальных инородных тел, травмы, наличие сколов и повреждений на поверхности зубов значительно усугубляют прогрессирование заболевания.

Целостность зубодесневого соединения при гингивитах не нарушается, однако, за счет отечности межзубных сосочков и увеличения их объема, создается иллюзия углубления десневой борозды.

Какими симптомами сопровождается развитие гингивита у собак и кошек?

В нормальном физиологическом состоянии, десневые ткани имеют тонкие острые края и кораллово-розовую окраску (при отсутствии пигментации). При развитии гингивита, первоначальное воспаление тканей приводит к покраснению и округлению тканей десны. По мере прогрессирования воспалительного процесса, десны начинают кровоточить более интенсивно, а покраснение распространяется по всей поверхности.

Частыми признаками гингивита являются:

• появление неприятного запаха изо рта;
  • появление на зубах мягкого налета;
  • повышение слюноотделения;
  • покраснение и отечность десен;
  • кровоточивость десен при приеме пищи, пальпации или зондировании;
  • снижение или полное отсутствие аппетита;
  • увеличение размера межзубных сосочков;
  • образование ложно-патологических зубодесневых карманов;
  • появление эрозий на деснах
  • и т.д.

Как проводится диагностика гингивита?

В случае вовлечения в патологический процесс исключительно мягких тканей десны, владелец животного может своевременно не заметить существенных изменений в ротовой полости питомца, поэтому, при появлении первых признаков заболевания, обращение к профильному специалисту должно быть незамедлительным.

Диагноз ставится на основании тщательного осмотра ротовой полости и характеризуется наличием воспаления, ограниченного мягкими тканями десны, в то время как другие отделы пародонта (цемент, периодонтальная связка, альвеолярный отросток и окружающая костная ткань) не поражаются. При оценке глубины гингивальной борозды используется пародонтальный зонд, при исследовании которым также принимается во внимание наличие кровоточивости десен.

Кроме того, для подтверждения диагноза могут потребоваться такие исследования как:

• общий клинический и биохимический анализы крови;
  • рентгенологические исследования;
  • проба Шиллера-Писарева;
  • диагностика инфекционных заболеваний;
  • диагностика инвазионных заболеваний;
  • исследования гормонального статуса;
  • аллергологические исследования;
  • микробиологические исследования;
  • токсикологические исследования;
  • цитологические и гистологические исследования.

Как проводится лечение гингивита у кошек и собак?

Лечение гингивита обычно включает в себя комплексное проведение профилактических и терапевтических мероприятий. При наличии зубного налета или зубного камня показана механическая или ультразвуковая санация ротовой полости.

Для системного лечения гингивита применяются антибактериальные, противовоспалительные, обезболивающие, кровоостанавливающие, ранозаживляющие и витаминосодержащие препараты.

В некоторых случаях может потребоваться хирургическое иссечение пораженных участков тканей десны, проводящееся под общей анестезией.

Прогноз в большинстве случаев благоприятный и лечение заканчивается полным выздоровлением животного.

Существует ли профилактика гингивита?

Предотвратить появление гингивитов у собак и кошек возможно, соблюдая всего лишь несколько несложных правил:

• ежедневная чистка зубов и ротовой полости;
  • использование чистой воды и качественных кормов;
  • полное исключение контакта с любыми травмирующими факторами;
  • регулярный самостоятельный осмотр ротовой полости;
  • своевременное удаление зубного налета и зубного камня;
  • регулярные осмотры у стоматолога и проведение профилактических диспансеризаций.