УРОЦИСТИТ СОБАК И КОШЕК

ветеринарная клиника 24 часаУроцистит – острый или хронический воспалительный процесс, возникающий в мочевом пузыре и чаще всего сопровождающийся уретритом – воспалением слизистой оболочки уретры. Заболевание принято различать по длительности течения и степени тяжести воспалительных процессов. Выделяют первичный уроцистит, развивающийся в результате ретроградного проникновения патогенных микроорганизмов из половых путей, и вторичный уроцистит, развивающийся в результате наличия в мочевом пузыре кристаллов солей или уролитов.

Первичный уроцистит протекает остро, характерным признаком являются частые, болезненные позывы к мочеиспусканию. Животное проявляет беспокойство, при этом принимая характерную позу, моча зачастую не выделяется, или выделяется незначительно. Предрасполагающим фактором к развитию первичного уроцистита является общее снижение резистентности организма, например переохлаждение. Данной форме заболевания наиболее подвержены самки, что обуславливается анатомо-физиологическими особенностями их мочеполовой системы.

Вторичный уроцистит чаще всего возникает как осложнение пиелонефрита, мочекаменной болезни, простатита, опухолевых процессов или как следствие травм и различных неврологических патологий, сопровождающихся атонией мочевого пузыря. Причиной развития данной формы заболевания является проникновение инфекции из почек, повреждение слизистой оболочки кристаллами солей или уролитами, а также перерастяжение стенки мочевого пузыря вследствие нарушения эвакуации и застоя мочи. Вторичный уроцистит может сопровождаться повышением температуры, апатией, отсутствием аппетита. При длительном течении заболевания стенка мочевого пузыря утолщается, на слизистой оболочке могут образовываться язвы, участки некроза, неоплазии. Отдельно стоит выделить идиопатический цистит у кошек, развивающийся в результате воздействия стрессовых факторов.

По типам воспалительного процесса уроциститы подразделяют на:

1) Полипоидные (гранулематозные)
– характеризуются воспалительным процессом с преобладанием эпителиальной пролиферации приводящей к образованию полипов без гистологических признаков злокачественности.

2) Эозинофильные
– данный тип уроциститов может быть спровоцирован различными типами антигенов, способных стимулировать образование в мочевом пузыре иммунных комплексов, вследствие эозинофильной инфильтрации. Триггерами эозинофильных уроциститов могут служить пищевые аллергены, медикаменты, бактерии, чужеродные белки и паразитические организмы.

3) Геморрагические
– данный тип уроциститов может быть часто связан с неудачными хирургическими вмешательствами и манипуляциями на мочевом пузыре или применением алкилирующих цитотоксических препаратов.

4) Эмфизематозные
– достаточно редко встречающийся тип воспалительного процесса, обусловленный наличием бактериальных инфекций и характеризующийся аккумуляцией газа с образованием цист в стенке мочевого пузыря. Считается, что газообразование является результатом ферментации глюкозы и альбумина газообразующими бактериями.

5) Оссифицирующий
- вид уроцистита, при котором в мочевом пузыре обнаруживаются метастазы остеосарком или костная метаплазия стромы мочевого пузыря.

Какими симптомами сопровождается развитие уроцистита?

Основными симптомами уроцистита являются:

- частые позывы к мочеиспусканию;
- частое мочеиспускание небольшими порциями;
- болезненность и беспокойство при мочеиспускании;
- появление в моче кристаллов, слизи, крови или гноя;
- отсутствие мочеиспускания;
- немотивированное повышение температуры;
- в тяжелых случаях: апатия, рвота, отеки конечностей, слабость, коллапс, кома.

Как проводится диагностика уроциститов?

При постановке диагноза уроцистит, лечащий врач в обязательном порядке учитывает:

- клинические признаки заболевания;
- анамнез заболевания;
- результаты общего клинического анализа мочи;
- результаты микробиологического исследования мочи с ОЧА;
- результаты обзорного ультразвукового обследования брюшной полости;
- результаты общего клинического и биохимического анализов крови;
- результаты обзорного рентгенологического обследования брюшной полости.

В сложных случаях дополнительно показана цистография с двойным контрастированием или экскреторная урография.

Как проходит лечение уроциститов?

Выбор схемы лечения данного заболевания у собак и кошек во многом зависит от вида уроцистита, наличия или отсутствия обструкции уретры и мочеточников, а также от общего состояния животного.

Ключевыми направлениями лечения являются:

1) Устранение обструкции уретры и восстановление оттока мочи (при необходимости).
Обструкция уретры устраняется с помощью следующих методов: ретроградная урогидропропульсия, катетеризация мочевого пузыря с фиксацией мочевого катетера на 5-7 дней, уретротомия или уретростомия.

2) Санация мочевого пузыря и мочевыводящих путей.
После восстановления оттока мочи, мочевой пузырь и просвет уретры несколько раз промывают антисептическими растворами для освобождения от мелкого песка, слизи, клеточных элементов и сгустков крови.

3) Симптоматическая терапия.
После восстановления оттока мочи в течение нескольких дней проводится симптоматическая терапия, направленная на снятие воспалительного процесса и интоксикации, обезболивание, а также восстановление водно-электролитного баланса организма животного. Кроме того, стандартная схема лечения может быть дополнена лечебными диетами, антидепрессантами и успокоительными средствами.

4) Удаление уролитов.
После стабилизации состояния, проводится консервативное лечение, направленное на безоперационное выведение уролитов из мочевого пузыря, или осуществляется хирургическое вмешательство – цистотомия.

5) Профилактика.
По окончании основного лечения необходима обязательная пожизненная профилактика: диетотерапия (использование кормов со сниженным содержанием белка, кальция, фосфора и магния), периодическое проведение поддерживающей терапии и регулярных диспансеризаций.

Однако, в каждом конкретном случае, лечение подбирается индивидуально, в зависимости от пола, возраста и вида животного, а так же от степени поражения и наличия сопутствующих заболеваний!

Следует так же отметить, что во всех случаях, во избежание перехода заболевания в хроническую форму, лечение уроцистита должно быть достаточно длительным!

Уважаемые посетители! Записаться на прием, а также получить консультацию специалистов Вы можете, заполнив электронную форму на сайте или связавшись с нашими операторами по телефонам:
8 (495) 649-40-45 и 8 (495) 649-06-45.