ОСТРАЯ ЗАДЕРЖКА МОЧЕИСПУСКАНИЯ У СОБАК И КОШЕК

Острая задержка мочеиспускания – недостаточность или полная невозможность самостоятельного опорожнения переполненного мочевого пузыря, сопровождающаяся значительным дискомфортом и частыми болезненными позывами к мочеиспусканию. В силу анатомических особенностей, данной патологии в большей степени подвержены животные мужского пола - кобели и коты.

Отсутствие мочеиспускания у собак и кошек является неотложным состоянием, требующим незамедлительной диагностики и оказания оперативной помощи.

Зачастую, острая задержка мочи не только сопровождается неприятными ощущениями и болевыми реакциями, но и несет прямую угрозу для жизни животного.

Каковы причины возникновения задержки мочеиспускания?

Причины, вызывающие задержку мочеиспускания у собак и кошек достаточно разнообразны, и определить их без проведения соответствующих диагностических мероприятий не представляется возможным. В зависимости от механизма возникновения, выделают следующие наиболее часто встречающиеся причины развития данной патологии:

• Отсутствие или задержка мочеиспускания в результате механической обструкции (закупорки) нижних отделов мочевыделительной системы. Обструкция происходит из-за накопления в уретре кристаллов солей, продуктов воспалительного процесса (клеточный материал, белок, слизь и т.д.) или в результате прогрессирования опухоли.
  • Последствия развития атонии – состояния, связанного с нарушением сократительной способности стенки мочевого пузыря.
  • Отсутствие мочеиспускания в результате разрыва мочевого пузыря. Разрыв может быть спровоцирован травмой или перерастяжением.
  • Последствия развития анурии – прекращения мочеобразования в результате хронической или острой почечной недостаточности.

Какими признаками сопровождается задержка мочеиспускания?

Симптомы задержки мочеиспускания являются достаточно характерными и ярко выраженными, что позволяет достаточно легко заметить отклонения в физиологическом состоянии животного. Основными клиническими признаками являются:

• непродуктивные частые попытки к мочеиспусканию;
  • выделение мочи по каплям, нередко с примесями крови или слизи;
  • визуально заметное увеличение, напряжение и болезненность брюшной стенки;
  • неестественная, вынужденная поза при мочеиспускании;
  • боли и беспокойство при попытках к мочеиспусканию;
  • вылизывание промежности и т.д.

С течением времени, данные симптомы прогрессируют и дополняются общим угнетением, потерей аппетита, рвотой и апатией. В случае если причиной отсутствия мочеиспускания является нарушение функции почек, наблюдаются симптомы основного заболевания: истощение, обезвоживание, отказ от  корма, повышенная жажда и т.д.

При появлении первых симптомов заболевания, следует немедленно обратиться к врачу для предотвращения накопления продуктов азотистого обмена и развития острой почечной недостаточности. В противном случае, дальнейшее прогрессирование заболевания может привести к коме и гибели животного в течение 48-92 часов.

Как диагностируется острая задержка мочеиспускания у собак и кошек?

Диагностика нарушений мочеиспускания основывается на характерных клинических симптомах, результатах осмотра, ультразвукового исследования органов брюшной полости, анализах мочи и крови. При подозрении на разрыв мочевого пузыря могут потребоваться контрастная урография или цистография.

Как проходит лечение острой задержки мочеиспускания?

В первую очередь, неотложная ветеринарная помощь должна быть направлена на устранение обструкции мочевыводящих путей и нормализации оттока мочи из мочевого пузыря. Чаще всего это обеспечивается путем катетеризации или цистоцентеза. В острых случаях может потребоваться экстренная уретростомия – хирургическое удаление дистальной части уретры и создание уретростомы.

Катетеризация может потребоваться не только при закупорке, но и при подозрении на развитие анурии или разрыв мочевого пузыря, для эффективного контроля диуреза (оценки объема мочи, образованного за определенный промежуток времени). По усмотрению лечащего врача, мочевой катетер может быть зафиксирован на несколько дней или удален непосредственно после восстановления оттока мочи. Процедура установки мочевого катетера может потребовать предварительной седации или применения общей анестезии.

При разрыве мочевого пузыря, после первоначальной стабилизации состояния пациента, проводится хирургическое вмешательство.

В случае развития анурии на фоне почечной недостаточности начинают терапию, направленную на стимуляцию диуреза путем применения мочегонных препаратов, а при их неэффективности – путем проведения перитонеального диализа.

Дальнейшее лечение пациента заключается в обезболивании, устранении симптомов интоксикации, восстановлении водно-электролитного баланса, регулярной санации мочевого пузыря (промывании антисептическими растворами), антибактериальной терапии, восстановлении функции органов мочевыделения и профилактике возникновения возможных рецидивов.

Требуется ли пребывание животного в стационаре?

Следует понимать, что задержка мочеиспускания, продолжающаяся более 1-2 суток, является крайне опасным состоянием, угрожающим не только здоровью, но и жизни пациента, поэтому, зачастую, в подобных случаях, питомцу может потребоваться стационарное лечение.

Существует ли профилактика острой задержки мочеиспускания?

Профилактика острой задержки мочеиспускания, безусловно, является наиболее правильным подходом, позволяющим минимизировать риск развития данного заболевания. Для этого должны соблюдаться следующие правила:

• необходимо полностью исключить вероятность переохлаждений;
  • следует систематически профилактировать возникновение инфекций мочеполовых путей;
  • питание должно быть сбалансированным и правильно подобранным;
  • не следует допускать появления лишнего веса;
  • требуется регулярно проводить диагностику эндокринных нарушений;
  • необходимы своевременные посещения лечащего врача.

Прогноз лечения, во многом, зависит от своевременности обращения к врачу, поэтому, при наличии малейших подозрений на задержку мочеиспускания, обращение в профильный ветеринарный центр должно быть незамедлительным!