НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ У СОБАК И КОШЕК

Недержание – непроизвольное мочеотделение у животных, не поддающееся волевому контролю и сопровождающееся воспалительными процессами, болевой реакцией и значительным дискомфортом.

В норме процесс мочеиспускания контролируется тазовыми нервами (холинергически) и срамным нервом (расслабление мускулатуры шейки мочевого пузыря и мочеиспускательного канала). При осуществлении мочеиспускания, доминирующие в фазе покоя симпатические нервы (подчревный нерв) блокируются произвольной нервной системой.

Нарушения физиологического процесса мочеотделения могут быть нейромышечного, анатомического, гормонального, психического, ятрогенного или травматического происхождения; а также вызванными сочетанием нескольких вышеназванных факторов.

К сожалению, непроизвольное мочеиспускание у собак и кошек не является редким случаем в ветеринарной практике и зачастую воспринимается владельцем как необратимое возрастное изменение, не требующее обращения к специалисту. Вопреки этому убеждению, следует понимать, что только при оказании своевременной ветеринарной помощи проблему удается устранить достаточно быстро.

Выделяют следующие формы недержания мочи:

• подкапывание (постоянное выделение жидкости малыми порциями в виде капель);
  • постоянная форма (вытекание жидкости по мере ее образования);
  • ургентная форма (возникновение внезапных позывов к мочеиспусканию).

Каковы причины недержания мочи у собак и кошек?

По статистике, собаки наиболее подвержены недержанию мочи, чем кошки. Возраст же не имеет четкой корреляции с частотой возникновения заболевания: патология может встречаться как у взрослых особей, так и у молодых животных.

Основными причинами недержания мочи являются:

• стрессовое недержание (радость, испуг);
  • старческое недержание (связанное с ослаблением рефлекторной деятельности);
  • нечистоплотность (отсутствие дрессировки и должного обучения животного);
  • инстинктивное мочеиспускание (мечение территории в период половой активности);
  • истинное недержание мочи  (постоянное подтекание и непроизвольное выделение мочи).

Таким образом, недержание зачастую не связано с патологией, а определить его истинную причину может только узкопрофильный специалист.

Какие заболевания сопровождаются недержанием мочи?

Выделяют следующие группы заболеваний, сопровождающихся непроизвольным мочеиспусканием:

1. Повреждения позвоночника, приводящие к отсутствию нормального тонуса скелетных мышц, перерастяжению мочевого пузыря и, как следствие, ослаблению его замыкательной функции.
  2. Неврологические нарушения (повреждения нейрорецепторов, периферических нервов или спинного мозга способствующие потере контроля над мочеиспусканием).
  3. Слабость сфинктера мочевого пузыря в результате ожирения, возрастных изменений или снижения чувствительности рецепторов сфинктера.
  4. Эктопия мочеточников – аномалия мочеточников, при которой происходит нетипичное внепузырное либо внутрипузырное расположение его устья.
  5. Инфекции мочевого пузыря и мочевыводящих путей.
  6. Полидипсия – повышенное потребление жидкости, сопровождающееся увеличением объема мочеиспускания в результате различных заболеваний (пиометра, сахарный диабет, синдром Кушинга, несахарный диабет, хроническая почечная недостаточность и т.д.)
  7. Нарушение объемной функции мочевого пузыря (повышение сократительной активности, приводящее к снижению накопления мочи).
  8. Врожденные пороки строения органов мочевыделительной системы.

Следует отметить, что недержание мочи может быть вызвано одновременно несколькими причинами, поэтому полное выздоровление животного возможно только тогда, когда каждая из них будет определена.

Как проходит диагностика недержания мочи?

Так как причиной непроизвольного мочеиспускания животного зачастую является другое, более серьезное заболевание, диагностика должна включать в себя обширный спектр исследований и тестов дифференциальной диагностики,  помогающих выявить первопричину возникшей патологии.

Как правило, рекомендуемая диагностика включает в себя следующие исследования:

• визуальный осмотр;
  • общий клинический и биохимический анализы крови;
  • клинические, биохимические и микробиологические исследования мочи;
  • обзорное УЗИ брюшной полости;
  • исследования гормонального статуса;
  • контрастная урография и др.

Как проходит лечение недержания мочи у собак и кошек?

В зависимости от причины, способствующей развитию основного заболевания, проводится консервативное, либо хирургическое лечение.

Оперативное вмешательство, как правило, является неизбежным в случаях травматического повреждения позвоночника, а так же необходимости фиксации влагалища или мочевого пузыря.

Консервативное лечение, предполагает применение следующих групп лекарственных средств:

• антибактериальные препараты;
  • уросептики;
  • обезболивающие препараты;
  • гормональные средства;
  • симпатомиметики и другие.

Как правило, в большинстве случаев, прогноз лечения благоприятный и дает положительные результаты.

Существует ли профилактика недержания мочи у собак и кошек?

Профилактика развития недержания во многом зависит от внимательности владельца животного и регулярности проведения профилактических осмотров у ветеринарного специалиста. Следует не допускать переохлаждений, травм, нарушений режима питания и элементарной гигиены. Правильное воспитание и своевременное приучение питомца к туалету помогает исключить фактор нечистоплотности, а кастрация – позволяет предотвратить мечение территории в период половой активности. Кроме того, при первых же признаках заболевания, следует немедленно обратиться к ветеринарному специалисту, так как самолечение, в абсолютном большинстве случаев, не дает положительных результатов.