УВЕИТЫ У СОБАК И КОШЕК

Вне зависимости от пола, возраста, породы и образа жизни, все домашние животные подвержены отдельной группе офтальмологических заболеваний – увеиты.

Увеит – воспаление сосудистой оболочки глаза.

По уровню локализации патологического процесса, все увеиты подразделяются на задние увеиты (хориоидиты) – воспаления сосудистой оболочки глаза; передние увеиты (ириты) – воспаления радужной оболочки и циклиты – воспаления цилиарного тела. В связи с тем, что радужка и цилиарное тело имеют единую систему кровоснабжения, воспаление этих анатомических структур протекает сочетано и носит единое название – иридоциклит.

При задних увеитах, в воспалительный процесс может быть вовлечена сетчатка. Такая патология называется хориоидит и возникает, как правило, при тяжелых системных патологиях аутоиммунного, инфекционного или токсического происхождения. Однако наиболее часто встречаются передние увеиты – иридоциклиты.

Из-за чего возникает иридоциклит?

Причины возникновения иридоциклита принято разделять на экзогенные и эндогенные. Экзогенные иридоциклиты возникают вторично по отношению к заболеванию других анатомических структур глаза, например при контузионных или острых травмах, септических язвах и ожогах роговицы. Эндогенные иридоциклиты возникают на фоне системных инфекций (бактериальные, грибковые, вирусные, протозойные риккетсиозные), аутоиммунных и неопластических заболеваний.

Предрасполагающими факторами к развитию иридоциклита служат стрессы, перегревания, переохлаждения или эндокринные нарушения.

Какими симптомами сопровождается иридоциклит?

Основными клиническими признаками иридоциклитов являются: изменение цвета радужной оболочки, миоз, понижение ВГД, преципитаты на эндотелии роговицы, эффект Тиндаля и экссудат в передней камере глаза, отек роговицы, гиперемия и отек конъюнктивы, светобоязнь и боль.

Изменение цвета радужной оболочки происходит при ее отеке и расширении сосудов, вследствие чего поверхность радужки теряет свой ажурный рисунок, а ее цвет приобретает грязноватый оттенок. Изменение цвета радужки представляет собой ведущий симптом, указывающий на ее воспаление, хорошо заметное у кошек, но практически незаметное у собак с темной окраской радужки. При гранулематозном иридоциклите, в поверхностных слоях стромы образуются воспалительные гранулемы, состоящие из лимфоидных, эпителиоидных, гигантских клеток и очагов некроза, в виде множественных серовато-желтых узелков, выступающих над поверхностью радужки.

Миоз и понижение ВГД – неотъемлемый признак иридоциклитов, развиваются под действием простагландинов – одного из ведущих симптомов воспалительного процесса. Однако при хронических иридоциклитах могут возникать и вторичные патологические изменения (задние синехии, изменения дренажной зоны угла передней камеры), приводящие к нарушению циркуляции внутриглазной жидкости, повышению ВГД и вторичной глаукоме.

Эффект Тиндаля связан с потерей прозрачности внутриглазной жидкости вследствие выпота белка, жиров и клеточных элементов из сосудов радужки. При выпоте большого числа лейкоцитов, они оседают в нижней части передней камеры в виде гипопиона. При некоторых видах иридоциклитов в передней камере обнаруживается фибринозный сгусток в виде беловатой пористой массы. В случае пропитывания кровью фибринозный экссудат приобретает различные оттенки красного цвета и характеризуется как фибринозно-геморрагический. Фибринозный экссудат нередко бывает адгезирован на радужке, передней капсуле хрусталика или в углу передней камеры, что способствует образованию синехий.

Преципитаты на эндотелии роговицы образуются вследствие осаждения клеток, пигмента, белковых и жировых молекул на внутренней поверхности в нижнем секторе роговицы.

Нередко иридоциклиты принимают хроническую рецидивирующую форму, в связи с чем, симптомы заболевания могут быть менее выраженными, однако, несмотря на визуально обманчивое течение, данные случаи наиболее опасны из-за часто возникающих осложнений.

Как проводится диагностика иридоциклита?

При диагностике иридоциклитов, основной задачей врача является дифференциальная диагностика схожих по течению заболеваний:

• глаукома;
  • конъюнктивит;
  • кератит;
  • склерит.

Для выявления первопричины возникновения иридоциклита, необходимо проведение ряда офтальмологических обследований:

• первичное обследование глаза с окрашиванием роговицы раствором флюоресцеина;
  • биомикроскопия органов зрения;
  • измерение внутриглазного давления;
  • общий клинический и биохимический анализы крови;
  • диагностика инфекционных и инвазионных заболеваний;
  • при невозможности прямого исследования из-за помутнения роговицы может быть назначено ультразвуковое обследование пораженного глаза.

Как проходит лечение иридоциклитов?

Лечение иридоциклитов должно быть направлено, прежде всего, на устранение основного заболевания. Для местной терапии назначаются стероидные и нестероидные противовоспалительные средства, антибиотики, мидриатики и гипотензивные средства.

Продолжительность лечения заболевания обычно составляет около двух недель.

При возникновении иридоциклита на фоне какого-либо не офтальмологического заболевания, лечение проводят совместно с соответствующими профильными специалистами. Через каждые 1-3 дня в процессе проведения лечения, необходимы повторные обследования пациента.

Каковы прогнозы лечения иридоциклита?

Прогноз при первичном иридоциклите, чаще всего, благоприятный. При вторичном иридоциклите прогноз может быть осторожным или неблагоприятным, в зависимости от течения основного патологического процесса.

Осложнения при иридоциклитах наблюдаются примерно в 20 % случаев. Они представляют угрозу как для зрительной функции, так и для самого глаза. К ним относятся:

• сращение и заращение зрачка;
  • катаракта;
  • деформация стекловидного тела и отслоение сетчатки;
  • абсцесс стекловидного тела;
  • и т.д.

Существует ли профилактика иридоциклитов?

Исходя из характерных причин возникновения заболевания, можно сделать вывод о том, что главной профилактической мерой является своевременное лечение общих заболеваний, а так же ликвидация очагов хронических инфекций в организме животного. Это становится возможным благодаря выявлению патологий при профилактических осмотрах в ветеринарных учреждениях, о чем должен регулярно заботиться сам владелец животного. Сбалансированное питание, недопущение переохлаждений, защита от травматизации и регулярные вакцинации – так же помогут свести вероятность возникновения иридоциклита к минимуму, обеспечив питомцу полноценную и активную жизнь.