ПОЧЕМУ У ЖИВОТНЫХ СЛЕЗЯТСЯ ГЛАЗА?

Гнойные или серозные выделения из глаз – одна из самых наиболее часто встречающихся патологий домашних животных, которая зачастую может наблюдаться даже у пациентов, не достигших трехмесячного возраста. Нередко, владельцы не обращают на эти проявления должного внимания, считая данный симптом характерным и нормальным для некоторых конкретных пород. Вопреки этому, в большинстве случаев, появление выделений из глаз является предвестником целого ряда серьезных офтальмологических заболеваний.

Из-за чего возникает слезливость глаз?

Существует обширный список причин, провоцирующих слезливость, при этом, у одного животного их может быть сразу несколько:

1. Особенности породы. Для кошек и собак, имеющих определенное строение черепа, незначительные прозрачные слизистые выделения являются нормой. Так, у экзотов и персов из-за физиологического строения, лицевая часть черепа слегка вдавлена, а нос приплюснут, что приводит к деформации носослезного канала, и, как следствие, к повышенной слезоточивости. Вытянутая голова сфинксов и корниш-рексов так же делает их уязвимыми для данной патологии. Плоская морда у собак брахицефалов; круглый череп у той - терьеров и шпицев; широко открытые глаза у пекинесов, чихуахуа и французских бульдогов; отвисшие веки у мастифов – аналогично являются довольно распространенной причиной появления истечений из глаз.
  2. Врожденные патологии. Заворот или выворот век неизбежно приводит к слезливости глаз: в первом случае край века обращен внутрь, в связи с чем, ресницами повреждается роговица глаза; во втором – веко вывернуто наружу, из-за чего край конъюнктивы не полностью соприкасается с поверхностью роговицы.
  3. Аллергии. Не меньше чем человек, животные подвержены повышенной чувствительности организма к некоторым веществам, реакцией на которые может стать усиление отделения слезной продукции. К наиболее частым аллергенам можно отнести корма, пыль, инсектицидные и акарицидные средства, шампуни, лекарственные препараты, бытовая химия,  и даже, шерсть самих питомцев.
  4. Механические повреждения и травмы. Песок, трава, грязь, ветка, насекомое или волос –  вот далеко не полный список предметов, способных повредить роговицу глаза. При этом некоторые из травм могут быть практически незаметны, в то время как боль и дискомфорт, доставляемые ими животному, будут значительными.
  5. Дакриоцистит – воспаление слезного мешка. Болеют, как правило, собаки охотничьих пород. Возникновение дакриоцистита, как правило, обусловлено попаданием в слезоотводящие пути воды из водоемов, с находящейся в ней патогенной микрофлорой, при купании. Кроме того, дакриоцистит может развиваться вследствие восходящей (при воспалительных процессах в носовой полости) или нисходящей (при конъюнктивитах и кератоконъюнктивитах) инфекции. В большинстве случаев, заболевание протекает односторонне.
  6. Канакулит – воспаление слезных канальцев. В большинстве случаев, канакулит возникает вторично на фоне конъюнктивита или кератоконъюнктивита, при этом, медиатором патологического процесса является сужение отверстия слезной  точки. Протекает, чаще всего хронически и характеризуется скоплением густого экссудата в слезном канальце.
  7. Атрезия слезной точки – отсутствие или недоразвитие слезной точки – редко встречающаяся врожденная аномалия. Чаще всего, возникает вследствие вирусного конъюнктивита кошек. Клинически характеризуется слезотечением из одного, или обоих глаз.
  8. Стеноз (сужение) носослезного протока – может возникать как породная анатомическая особенность или, в случае отека слизистой оболочки, выстилающей его стенки (при воспалительных процессах в носовой и конъюнктивальных полостях, а также при аллергиях). Патология протекает двусторонне.
  9. Обтурация (закупоривание) носослезного протока – возникает из-за закупоривания протока сгустком катарального или гнойно-катарального экссудата при воспалительных процессах в конъюнктивальных и носовых полостях или же в самом носослезном протоке.
  10. Облитерация (заращение) носослезного протока – чаще всего, возникает у животных, перенесших вирусный конъюнктивит.
  11. Инфекции. Попадание в конъюнктивальную полость бактериальных, грибковых или вирусных инфекций, чаще всего, провоцирует развитие конъюнктивита, характеризующегося покраснением и отечностью глаз, выступающими кровеносными сосудами и увеличением слезопродукции.
  12. Паразитозы. Наличие в организме животного экто- или эндопаразитов так же может быть причиной выделения гнойного или серозного секрета.

К каким последствиям может привести слезотечение?

Само слезотечение, как таковое, не представляет серьезной опасности, являясь не самостоятельной патологией, а одним из ключевых признаков основного, более сложного заболевания, которое, в свою очередь, уже может повлечь за собой более тяжелые негативные последствия. Наиболее часто встречающиеся из них – травмы, нанесённые животными самим себе из-за попыток потереть глаза, вторичные и фолликулярные конъюнктивиты, эрозии роговицы, экземы кожных покровов и многие другие.

Последствия длительного слезотечения, без проведения должного лечения, может привести к частичной потере зрения или полной слепоте.

Какие симптомы должны насторожить владельца домашнего животного?

Симптомами, предшествующими серьезным офтальмологическим патологиям являются:

• частичное или полное закрытие глаза;
  • наблюдение неровностей на поверхности глазного яблока;
  • гнойные или серозные выделения из глаза;
  • светобоязнь;
  • ярко выраженная болевая реакция;
  • ярко выраженная аллергическая реакция;
  • частичная или полная потеря прозрачности конъюнктивы;
  • слезотечение;
  • изменение размеров глазного яблока;
  • усиление сосудистого рисунка;
  • изменение цвета глаз;
  • асимметрия зрачка по сравнению со здоровым глазом.

Консистенция образующихся выделений может указывать и на причину их возникновения: так, прозрачные и водянистые выделения могут свидетельствовать об аллергизации или травме, а густые зеленоватые или желтые – об инфекционной природе заболевания, вызванного вирусами, грибками или бактериями.

Как диагностируется данная патология?

Для назначения эффективного лечения, прежде всего, необходимо определить причину, спровоцировавшую развитие основного заболевания. Обычно, для этого бывает достаточно первичного осмотра, офтальмоскопии, диагностики инфекционных заболеваний и теста на проводимость носослезных протоков; но в отдельных случаях, могут потребоваться и дополнительные, более сложные обследования: УЗИ глазного яблока и заглазничного пространства, измерение внутриглазного давления, электроретинография.

Как проводится лечение слезотечения?

Даже если заболеванию подвержен только один из глаз домашнего питомца, комплексное лечение проводится на обоих глазах. После осмотра и постановки окончательного диагноза, врач назначает необходимое медикаментозное, либо, хирургическое лечение патологии:

• использование капель, гелей или инъекций – дает положительные результаты при конъюнктивитах и мелких механических повреждениях. Чаще всего, такое лечение осуществляется амбулаторно, без помощи ветеринарного специалиста;
  • назначение антигистаминных препаратов происходит при слезоточивости, вызванной наличием аллергенов;
  • оперативное вмешательство может потребоваться в случаях, если слезоотделение является симптомом более серьезного заболевания. Не исключены также и пластические операции, способные исправить негативные видовые особенности той или иной породы.

Можно ли профилактировать появление слезотечения у животных?

Профилактика появлений слезотечения у животных – нужное, эффективное и, вместе с тем, элементарное мероприятие, которое должен проводить каждый владелец, вне зависимости от возраста, образа жизни и породы животного.

Основополагающим фактором профилактики – является регулярный осмотр глаз питомца на предмет появления покраснений, патологических истечений, повреждений, попадания инородных и т.д. При обнаружении любых, даже незначительных отклонений от нормы, следует незамедлительно обратиться к ветеринарному специалисту.

Каждое животное должно быть своевременно вакцинировано, вне зависимости от его возраста – это позволит минимизировать, или полностью исключить вероятность возникновения инфекционных заболеваний.

В случае если в непосредственной близости от глаз растет длинная густая шерсть – существует необходимость в регулярных стрижках, чтобы не допускать попадания в глаз волос и последующей травматизации роговицы.

Ну и конечно же, не стоит забывать о регулярных осмотрах животного узкоспециализированным специалистом: врачом-офтальмологом.

В первую очередь, забота о здоровье животного ложится на плечи его владельца, а потому, повышенная внимательность к состоянию, регулярная профилактика и своевременное обращение в ветеринарное учреждение – являются основополагающими факторами долгой и полноценной жизни его питомца.