АДЕНОМА ТРЕТЬЕГО ВЕКА У СОБАК

Аденома (пролапс) третьего века у собак – общепринятое название симптомокомплекса, сопровождающего ряд патологических процессов в органах зрения и проявляющееся, по сути, увеличением в размере (вследствие отека и скопления секрета) слезной железы Гарднера.

Данный симптом характеризуется появлением в области медиального угла глазной щели округлого или продолговатого образования, различной интенсивности окраски, от розового до кровянисто-красного. Нередко конъюнктива на поверхности железы бывает покрыта лимфатическими фолликулами.

Третье веко – одна из важнейших защитных и функциональных структур вспомогательного аппарата глаз, в нужный момент, закрывающая собой поверхность роговицы, тем самым, защищая ее от механических повреждений. В толще третьего века расположена слезная железа, вырабатывающая около 30% общего объема слезопродукции. Выделяющийся секрет смывает пыль, попавшие в глаз бактерии и инородные частицы. На внутренней стороне третьего века располагается скопление клеток лимфоидной ткани, являющейся мощнейшим узлом иммунологической защиты органа зрения.

Из-за чего возникает аденома третьего века?

Аденома третьего века – достаточно распространенная патология у собак в возрасте до года. Именно на это время приходится фаза активного роста животного, в том числе, и его органов зрения. При непропорциональном или аномальном развитии, достаточно тонкая и непрочная связка, прикрепляющая железу к надкостнице орбиты, разрывается и на глазном яблоке появляется ярко выраженное округлое образование.

Нередко причиной возникновения аденомы являются травмы, полученные животным, в процессе игры, прогулки или при попытке почесать глаза.

Также для данного заболевания характерна видовая и породная предрасположенность – чаще всего, страдают собаки крупных и рыхлых пород – бульдоги, мастино неополитано, бордоские доги, шарпеи, лабрадоры, кане корсо, спаниели; реже – той-терьеры, чихуахуа и другие. У кошек аденома встречается крайне редко.

Предрасполагающим фактором могут стать хронические, особенно фолликулярные конъюнктивиты.

Каковы клинические признаки аденомы третьего века?

Распознать данную патологию предельно просто, так как ее признаки достаточно характерны: в области медиального угла глазной щели наблюдается округлое или продолговатое образование различной интенсивности окраски, от розового до кровянисто-красного.

Впоследствии, увеличившаяся в размерах железа травмируется при каждом мигательном движении век, повреждает роговицу глаза, вызывает дополнительный дискомфорт и провоцирует животное почесать проблемную область, вновь травмируя ее и способствуя инфицированию роговицы. Помимо этого, возможно развитие фолликулярной гипертрофии, слезотечения, а так же гнойно-слизистых выделений.

Первоначально, заболевание носит односторонний характер, однако, через 1-3 месяца вероятно вовлечение в патологический процесс и второго глаза. Длительное отсутствие должного лечения приводит к развитию пигментозного кератита и синдрома сухого глаза.

Как проходит лечение аденомы третьего века?

В большинстве случае, восстановить положение слезной железы и обеспечить ее полноценное функционирование можно исключительно хирургическим путем. Целью операции является сохранение железы, возвращение ее в первоначальное положение и предотвращение повторного выпадения.

Консервативное лечение в запущенных случаях не дает должного эффекта и в большей степени бывает направлено на устранение первопричины основного заболевания.

Удаление слезной железы обычно не практикуется, так как нередко, через некоторое время после проведения данной операции возникает сухой керато-конъюнктивит, грозящий вероятностью существенного ухудшения зрения или полной слепотой.

Существуют критерии, необходимые для возможности проведения оперативного вмешательства:

• полная сохранность выпавшей железы;
  • отсутствие нарушений целостности третьего века;
  • возможность полного восстановление функциональных характеристик третьего века;
  • отсутствие противопоказаний к применению общей анестезии;
  • отсутствие острых воспалительных процессов в органах зрения;
  • отсутствие бактериальных, вирусных или грибковых инфекций органов зрения.

При хирургическом лечении, выпавшая слезная железа вправляется и фиксируется, что практически исключает возможность ее повторного выпадения. Специализированный микрохирургический инструментарий, используемый при операции, позволяет избежать грубого рубцевания, а потому, после выздоровления, у животных не остается видимых повреждений от осуществленного вмешательства.

В послеоперационном периоде, в течение 1-2 недель проводится консервативное лечение. Необходимыми требованиями так же являются  регулярные осмотры у лечащего врача и ношение защитного воротника.

Возможно ли повторное выпадение слезной железы третьего века?

В случае терапевтического лечения аденомы третьего века, вероятность рецидива достаточно велика. При проведении же хирургического вмешательства, случаи повторного выпадения являются скорее исключением из правил.