КОНЪЮНКТИВЫ У СОБАК И КОШЕК

Конъюнктива –  тонкая прозрачная ткань, покрывающая наружную поверхность глаз и внутреннюю поверхность век, образуя в местах перехода два свода – конъюнктивальные мешки – пространства между верхним веком, нижним веком и глазным яблоком. Во внутреннем углу глаз конъюнктива образует полулунную складку – третье веко.

Конъюнктива образована двумя клеточными слоями: эпителиальным и субэпителиальным. Эпителиальный слой состоит из многослойного эпителия с большим количеством железистых клеток – слезных желез и желез, продуцирующих муцин. Их секрет увлажняет и дезинфицирует слизистую оболочку глаза. Субэпителиальный слой представлен рыхлой тканью с включениями желез и скоплением лимфоидных клеток.

Главными функциями конъюнктивы являются: защита и увлажнение глазного яблока.

Конъюнктивит – заболевание, характеризующиеся воспалением конъюнктивы.

Однако синдром болезненных и покрасневших глаз не является присущим исключительно конъюнктивиту, именно поэтому, одной из важнейших задач офтальмолога, является качественная дифференциальная диагностика заболеваний, имеющих схожие симптомы. Чаще всего, это:

• кератоконъюнктивит;
  • кератит;
  • передний увеит;
  • ретробульбарные заболевания;
  • склерит;
  • эписклерит.

Какие виды конъюнктивита существуют?

По типу возникновения принято различать первичный и вторичный конъюнктивит, по характеру протекания заболевания – острый, подострый, и хронический. По виду истечений и наложений на слизистой оболочке выделяют: аллергический, катаральный, гнойно-катаральный и гнойный.

Аллергический конъюнктивит – представляет собой воспаление конъюнктивы, вызванное реакцией организма на контакт с каким-либо аллергеном (цветочная пыльца, пыль, дым и т.д.). В конъюнктивальной полости расположены клетки иммунной системы, способные выделять химические вещества в ответ на попадание раздражителей. Эти химические вещества и вызывают покраснение и воспалительную реакцию в органе зрения.

Катаральный конъюнктивит – поражение слизистой век с захватом эпителия и базальной мембраны, протекающее в острой или хронической форме. Острая форма характеризуется полным или частичным блефароспазмом (закрыванием глазной щели), отеком, покраснением конъюнктивы, обильными серозными или слизистыми истечениями из глаз.

Гнойный конъюнктивит – заболевание, характеризующееся воспалением конъюнктивы; вызванное неспецифическими возбудителями – условно патогенными стрептококками и стафилококками, присутствующими в конъюнктивальном мешке постоянно. Медиатором развития патологического процесса является, как правило, общее снижение резистентности организма. По проявлениям гнойная форма заболевания очень похожа на катаральную, однако симптомы выражены более ярко, а выделения носят гнойный характер.

Гнойно-катаральный конъюнктивит – заболевание, проявляющееся симптомами, характерными для развития и гнойного, и катарального конъюнктивитов. Возникает, как правило, при системных или офтальмологических инфекциях, сопровождающиеся размножением в конъюнктивальной полости патогенных бактерий, грибков или вирусов.

Фолликулярный конъюнктивит – заболевание, характеризующееся воспалительным процессом в области скопления лимфатических фолликулов на внутренней поверхности третьего века, сопровождающееся покраснением конъюнктивы, полным или частичным блефароспазмом и выделением экссудата из глаз. При мигательных движениях, воспаленные и увеличенные фолликулы травмируют роговицу глаза, вызывая дискомфорт и усиливая воспаление.

Какими симптомами сопровождается конъюнктивит?

Для каждого вида конъюнктивита характеры свои симптомы:

Аллергический конъюнктивит:

• зуд в области глаз (животное старается почесать глаза о ковровое покрытые, мебель);
  • слезотечение с прозрачными выделениями;
  • отечность;
  • покраснение конъюнктивы;
  • светобоязнь (в случае тяжелой формы течения заболевания).

Катаральный конъюнктивит:

• полное или частичное закрывание глазной щели (блефароспазм);
  • опухание и покраснение конъюнктивы;
  • обильные слизистые выделения из глаз;
  • гиперемия;
  • болезненность век;
  • местное повышение температуры.

Гнойный конъюнктивит:

• ярко выраженная гиперемия;
  • повышение местной температуры;
  • выделения белого, желтого или зеленоватого цвета;
  • переход патологического процесса на склеру.

Гнойно-катаральный конъюнктивит:

• обильные густые выделения из глаза желтого, зеленоватого или белого оттенка,
  • опухание и покраснение конъюнктивы,
  • эрозии на веках,
  • образование на веках темных и грубых корочек.

Фолликулярный конъюнктивит:

• полное или частичное закрывание глазной щели (блефароспазм);
  • выделение экссудата;
  • ярко выраженная гиперемия конъюнктивы;
  • повышение местной температуры;
  • изъязвления на роговице при длительном течении;
  • увеличение лимфатических фолликулов на внутренней поверхности третьего века.

Каковы основные причины возникновения конъюнктивита?

Этиология конъюнктивитов весьма обширна: аллергические реакции (на продукты питания, пыль, дым, пыльцу растений или медикаменты); инфицирование высокопатогенной микрофлорой, грибками или вирусами; ослабление местного и общего иммунитета; хроническое раздражение глаз (энтропион, дистихиаз); ожоги, язвы и травмы роговицы; попадание инородных тел и т.д.

Причины возникновения конъюнктивита у собак и кошек имеют одно главное отличие: первичные конъюнктивы у собак – явление очень редкое, поэтому, конъюнктивит, зачастую, носит вторичный характер, являясь симптомом другого заболевания. Поэтому, в данном случае, основная задача врача – выявление первопричины конъюнктивита. Кошки же, напротив, подвержены поражениям конъюнктивы патогенными микроорганизмами, поэтому данное заболевание у них, нередко, имеет именно инфекционную этиологию, что, однако, это не исключает возникновения патологии ввиду других причин.

Более редкими причинами возникновения конъюнктивитов являются новообразования, кисты и дермоид конъюнктивы.

В чем заключается первая помощь при подозрении на конъюнктивит?

Прежде всего, владельцу животного следует понимать, что самолечение конъюнктивита, скорее всего, не только не даст положительных результатов, но и может еще сильнее навредить питомцу, а потому, обращение к офтальмологу является обязательным. Но, тем не менее, перед посещением клиники следует оказать животному первую помощь:

• убрать выделения вокруг глаз ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде;
  • ограничить доступ животного к глазу, для исключения дополнительной травматизации;
  • как можно скорее организовать транспортировку животного в ветеринарное учреждение.

Как проводится диагностика конъюнктивита?

Первостепенной задачей врача является дифференциальная диагностика инфекционных и неинфекционных причин заболевания. Для этого проводятся:

• сбор и анализ анамнестических данных (длительность воспалительного процесса, наличие аллергий, предыдущие заболевания и т.д.), дающих первичную информацию о течении патологического процесса, жалобах и условиях жизни пациента;
  • визуальный осмотр глазного яблока, век и конъюнктивы на предмет наличия травм, инородных тел и патологических  новообразований;
  • проведение биомикроскопии и офтальмоскопии;
  • проведение теста Ширмера,  позволяющего определить уровень продукции слезной жидкости;
  • использование флуоресцеина для проведения обследования роговицы на наличие травм;
  • взятие проб для проведения микробиологического, ПЦР и ИФА исследований;
  • проведение общих исследований (при необходимости).

Как проходит лечение конъюнктивита?

Лечение конъюнктивитов должно быть комплексным, и включать в себя применение антибиотиков, антисептиков, антигистаминных, иммуностимулирующих и кортикостероидных препаратов.

Чаще всего, оно носит консервативный характер и не требует хирургического вмешательства.

В чем заключается профилактика возникновения конъюнктивита?

Запущенный конъюнктивит – серьезная опасность для здоровья домашнего питомца, а его лечение становится более сложным и многоэтапным, поэтому, владельцу животного необходимо стараться предотвратить данное заболевание путем проведения элементарных профилактических мероприятий.

Такие мероприятия включают в себя:

• ежедневный осмотр органов зрения;
  • правильное сбалансированное питание;
  • регулярные стрижки и вычесывание;
  • своевременное проведение иммунизаций;
  • содержание в чистых, сухих, проветриваемых помещениях;
  • недопущение переохлаждения питомца;
  • хранение бытовой химии в недоступном для животных месте;
  • регулярное посещение ветеринарного врача с целью проведения профилактического осмотра.