КЕРАТИТЫ СОБАК И КОШЕК

Кератиты – одна из самых распространенных патологий органов зрения у домашних животных.

Кератит – заболевание, сопровождающееся воспалением роговицы глаза, и проявляющееся потерей ее прозрачности, изъязвлением, ухудшением зрения, значительной болевой реакцией, блефароспазмом и гиперемией окружающих тканей.

Кератит может быть локальным (поражающим небольшой участок роговицы), или тотальным (поражающим все плоскость роговицы). При этом зрение у животного либо значительно снижается, либо пропадает полностью. По степени прогрессирования патологического процесса, кератиты подразделяют на острые  (возникающие в течение нескольких часов или дней) и хронические (развивающиеся в течение нескольких недель или месяцев). Как правило, хронические кератиты являются осложнением хронического гнойного конъюнктивита.

По этиологии возникновения, кератиты принято разделять на первичные (возникающие в виде самостоятельной патологии), и вторичные (возникающие в виде осложнений на фоне других заболеваний); по клиническим признакам – на асептические и гнойные.

Основная опасность кератитов заключается в том, что в процессе заболевания роговица теряет свое главное свойство – прозрачность. И если своевременное лечение не назначено – зрение может быть утрачено безвозвратно.

Каковы основные причины возникновения кератитов?

Воспалению роговицы способствует обширное число факторов, что и обуславливает частоту возникновения данного заболевания среди домашних питомцев. По происхождению кератиты могут быть экзогенными и эндогенными, по этиологическому фактору – бактериальными, грибковыми, вирусными, травматическими, аутоиммунными, аллергическими, нейрогенными и невыясненной этиологии. На практике чаще встречаются следующие виды кератитов:

Сосудистый кератит – характеризуется постепенным врастанием сосудов в ткани стромы роговицы. Возникает, как правило, вторично, например при хроническом гнойном кератоконъюнктивите, синдроме сухого глаза, вирусном ринотрахеите кошек, эктропионе и энтропионе век, дистрихиазе и эктопических ресницах, экзофтальме и лагофтальме, раздражении роговицы шерстью носогубной складки у собак брахицефальных пород.

Гранулематозный кератит – характеризуется образованием васкуляризованной гранулематозной ткани, возвышающейся на поверхности роговицы. Патология возникает на фоне длительного заворота и век и характерна для собак таких пород, как шарпей и чау-чау.

Пигментозный кератит – характеризуется накоплением пигмента меланина в клетках эпителиального слоя роговицы. Пигментозный кератит может протекать в виде самостоятельной патологии, или присоединяться к сосудистому кератиту. В большей степени, данная форма заболевания характерна для собак, однако в редких случаях, может регистрироваться и у кошек.

Кератит овчарок (паннус) – характеризуется неоваскуляризацией и инфильтрацией поверхностных слоев поверхностных слоев роговицы плазматическими клетками и лимфоцитами. Патология поражает собак пород восточноевропейская и немецкая овчарки, а также их метисов в любом поколении.

Эозинофильный кератит кошек – характеризуется поражением роговицы, с образованием на ее поверхности казеозных очагов белого или розового цвета, окруженных грануляционной тканью. Заболевание протекает хронически и имеет аутоиммунно-аллергическую этиологию.

Какими симптомами сопровождаются кератит?

Кератит сопровождаются схожими с конъюнктивитом симптомами, среди которых можно выделить: покраснение глазного яблока, зуд, частичное или полное закрытие глаза, слезотечение, гнойные выделения, образование корки в уголках глаз. Однако существует и ряд различий:

• отек и гиперемия роговицы глаза;
  • помутнение роговицы;
  • окрашивание роговицы в белый, серый или голубоватый оттенок;
  • светобоязнь;
  • блефароспазм;
  • склеивание краев век;
  • образование мембран.

К сожалению, внешние признаки не являются достаточными для определения вида возбудителя воспаления, так как симптомы каждого из них не специфичны. Поставить точный диагноз и определить первопричину заболевания помогают лабораторные и инструментальные исследования.

Как диагностируется кератит и кератоконъюнктивит?

Для постановки точного диагноза – кератит – необходима комплексная диагностика, включающая в себя ряд исследований:

• биомикроскопия роговицы и конъюнктивы щелевой лампой;
  • тонометрия (измерение внутриглазного давления, позволяющее исключить глаукому);
  • микробиологическое исследование;
  • диагностика инфекционных заболеваний;
  • флюоресцеиновый тест;
  • тест Ширмера (определение общего объема слезопродукции);
  • и т.д.

Как проходит лечение кератитов?

Лечение кератитов должно проводиться под строгим наблюдением ветеринарного врача, исходя из причин возникновения, длительности и клинической картины заболевания.

При сосудистом, пигментозном и гранулематозном кератите – лечение заключается в устранении первичной патологии. В качестве вспомогательных средств используют антибактериальные, стероидные и нестероидные противовоспалительные препараты, корнеопротекторы и лубриканты.

Лечение при паннусе и плазмоме – пожизненное, для этого используют кортикостероидные препараты и цитостатики; в качестве вспомогательных средств назначаются антибактериальные капли и корнеопротекторы. Радикальным способом лечения является лучевая терапия с использованием стронция-90.

Для лечения эозинофильного кератита используются кортикостероиды и цитостатики, а в качестве вспомогательной терапии – антисептики и антибиотики.

Существует ли профилактика кератитов?

Профилактика кератитов достаточно эффективна и способна свести к минимуму вероятность возникновения данного заболевания. Среди основных из них:

• предупреждение травматизации органов зрения;
  • осторожное обращение и хранение в недоступных местах бытовой химии;
  • своевременная вакцинация животного;
  • содержание в чистых, сухих, проветриваемых помещениях;
  • регулярная диагностика инфекционных заболеваний органов зрения;
  • ежедневный профилактический осмотр после каждой прогулки;
  • регулярные посещения врача-офтальмолога;
  • обязательное и своевременное лечение офтальмологических заболеваний.