КАТАРАКТА У СОБАК И КОШЕК

Катаракта – патологическое состояние, выражающееся в помутнении хрусталика глаза и вызывающее различной степени расстройства зрения, вплоть до полной его утраты.

Помутнения хрусталика могут быть различных размера и формы, поражая всю структуру хрусталика или его отдельные слои.

Классификация катаракты базируется на следующих критериях: возраст животного, этиологические признаки, степень зрелости и морфологические особенности. В зависимости от возраста животного, различают врожденную и сенильную катаракту, а так же катаракту, развившуюся в среднем возрасте.

Как и в любой другой ткани организма, в хрусталике происходят возрастные изменения, оказывающие влияние на его функцию: с каждым годом в нем увеличивается количество нерастворимого белка, липидов, холестерина, калия и фосфора, в то время как содержание воды снижается. Ядро хрусталика становится более плотным и плоским, а его эластичность теряется. Постепенное снижение эластичности хрусталика приводит к замедлению аккомодации (способности к адаптации).

Различают истинную катаракту, представляющую собой помутнение самого вещества хрусталика и его сумки, а так же ложную катаракту, при которой на наружной поверхности хрусталика откладываются непрозрачные массы.

По своей распространенности катаракта может быть полной или частичной; по природе – приобретенной или врожденной; по своему течению – прогрессирующей или стационарной; по консистенции – твердой, мягкой или жидкой; а так же может распространяться на один или оба глаза.

В зависимости от интенсивности помутнения хрусталика, катаракту подразделяют на:

• Начальную (помутнение хрусталика выражено весьма слабо, зрачок реагирует на свет, животное отлично ориентируется в пространстве);
  • Незрелую (помутнение становится заметным, реакция зрачка на свет существенно снижается, при слабом освещении животное начинает плохо ориентироваться);
  • Зрелую (хрусталик глаза приобретает молочно-белый цвет, зрачок расширяется, животное плохо ориентируется в пространстве; даже при хорошем освещении, натыкаясь на предметы);
  • Перезрелую (происходит распад и разжижение хрусталиковых волокон, световосприятие становится неправильным).

Заболевание катарактой более характерно для собак и менее – для кошек. Чаще всего катарактой страдают следующие породы собак: пудель, японский хин, пекинес, той-терьер, мальтийская болонка, такса, лабрадор, американский, английский и русский спаниели.

Какими симптомами сопровождается катаракта у собак и кошек?

Заметить катаракту достаточно сложно: как правило, на начальных этапах развития, помутнения хрусталика слабо заметны, а потому, процент случаев, когда владельцы питомцев обращаются за помощью на ранних стадиях развития заболевания, значительно ниже.

Насторожить должны следующие симптомы:

• светочувствительность;
  • ухудшение зрения, дезориентация в пространстве;
  • помутнение роговицы глаза;
  • увеличение в размерах одного или обоих глаз.

Каковы причины возникновения катаракты?

Причиной возникновения катаракты в любом возрасте могут быть такие этиологические факторы как: контузионные и проникающие травмы глаза, иридоциклиты и увеиты, интоксикации, сахарный диабет, эндокринные нарушения, почечная недостаточность, инфекционные заболевания, нарушения обменных процессов и т.д.

В целом, любое неблагоприятное воздействие на хрусталик, превышающее его компенсаторные возможности, приводит к нарушению метаболических циклов, различным дистрофическим процессам в его структурах и помутнению волокон.

В отдельную группу можно выделить врожденную катаракту, которой наиболее подвержены собаки. В данном случае, заболевание передается на генетическом уровне, а, следовательно, предотвратить его не представляется возможным. Врожденная катаракта образуется в эмбриональном периоде вследствие ненормального развития волокон хрусталика и капсулы, а так же в результате воспалительных процессов в сосудистой системе.

Как диагностируется катаракта?

Катаракта не всегда бывает выраженной: иногда помутнение может быть достаточно слабым, поэтому ее обнаружение возможно только при проведении специализированных обследований с использованием офтальмологического оборудования: зрачок расширяется с помощью ввода раствора атропина сульфата, после чего, при помощи офтальмоскопа и фокусного освещения, ветеринарный врач осматривает орган зрения. В зависимости от интенсивности помутнения, формы катаракты и места ее развития офтальмолог делает вывод о наличии и виде катаракты. Так же проводятся такие исследования, как измерение внутриглазного давления, УЗИ, электрофизиологические исследования сетчатки и зрительного нерва. Исходя из поставленного диагноза и полученных данных, назначается медикаментозное или хирургическое лечение.

Как проходит лечение катаракты?

Лечение при начальной и незрелой катаракте – медикаментозное; рекомендуются глазные капли, улучшающие метаболизм хрусталика. При зрелой или перезрелой катаракте показано хирургическое вмешательство, заключающееся в экстракапсулярной (в большинстве случаев) экстракции пораженного хрусталика. В настоящее время, подобные операции осуществляются методом ультразвуковой факоэмульсификации.

Операция заключается в удалении помутневшего хрусталика глаза, с последующей его заменой на интраокулярную линзу. Оперативное вмешательство проводится под общей анестезией.

После операции животное содержат в затемненном помещении и обеспечивают ему полный покой. Для исключения риска травматизации глаза, используется защитный воротник.

Существует ли профилактика катаракты?

Как и упоминалось ранее, признаки катаракты не всегда очевидны. В случае если катаракта развивается на периферии хрусталика, зрение может оставаться в норме, а единственным способом обнаружения заболевания, в данном случае, является регулярный профилактический врачебный осмотр. Он же поможет выявить патологию на ранних этапах развития, что повысит шансы на положительный исход лечения.

Прием витаминов и сбалансированное питание, регулярная вакцинация, своевременное лечение заболеваний, регулярный осмотр глаз животного и, конечно же, внимательное отношение хозяина способны снизить риск возникновения катаракты.

Следует помнить о том, что катаракта – одно из самых серьезных заболеваний глаз и его опасность заключается не только в полной потере зрения, но и в риске развитии вторичной факогенной глаукомы или вторичного иридоциклита, а потому, лечение катаракты должно быть начато незамедлительно!