ЭНТРОПИОН И ЭКТРОПИОН ВЕК У СОБАК И КОШЕК

Заворот и выворот век – патологии, довольно часто встречающиеся в офтальмологической практике и характерные почти для всех видов животных. Несмотря на то, что данные заболевания не несут прямой угрозы для жизни пациента, зачастую они доставляют животному существенный дискомфорт и приводят к серьезнейшим осложнениям.

Энтропион (заворот) – деформация века, при которой свободный его край заворачивается по направлению к глазному яблоку, в результате чего шерстный покров века соприкасается с роговицей, травмируя последнюю. Данная патология может поражать как одно, так и оба века.

Эктропион (выворот) – деформация века с формированием карманообразной полости между глазным яблоком и нижним веком. Выворот верхнего века регистрируется крайне редко.

Каковы причины вызывающие энтропион и эктропион век?

Энтропион и эктропион встречаются у животных любого пола и возраста, в том числе, бывают врожденными. Среди собак и кошек существуют породы, предрасположенные к возникновению данного вида заболеваний в связи с видовыми и породными анатомическими особенностями:

• брахицефалы (шпиц, мопс, далматин, ротвейлер, дог, пекинес, пудель и другие – среди собак; британская, шотландская; сфинкс, мэйн-кун и бобтейл – среди кошек);
  • породы с избыточным свободным пространством между роговицей глаза и нижним веком (боксер, бультерьер, английский и американский кокер-спаниель, лабрадор и т.д.);
  • собаки с увеличенной глазной щелью за счет избыточного развития кожи век (бассет-хаунд, кламберспаниель, лхаса, мастифф, ньюфаундленд и др.).

Характерными причинами возникновения энтропиона век являются:

• рубцовое стягивание конъюнктивы;
  • деформация хряща;
  • попадание инородных тел на роговицу глаза;
  • язвы роговицы;
  • судорожное сокращение круговой мышцы век;
  • отвисание кожи века;
  • патологические изменения в глазном яблоке;
  • наследственный фактор.

Различают следующие виды энтропиона век:

• первичные врожденные;
  • первичные приобретенные;
  • вторичные спастические;
  • вторичные механические;
  • вторичные рубцовые;
  • вторичные ятрогенные.

Среди причин, способных спровоцировать эктропион век, выделяют:

• повреждения со значительным дефектом ткани век: раны, ожоги, экземы и т.д.; оттягивающие край века наружу (рубцовый выворот);
  • заболевания конъюнктивы, при которых отечная ткань оттесняет край века от поверхности глазного яблока (спастичесий выворот);
  • паралич лицевого нерва, при котором из-за отсутствия тонуса круговой мышцы, нижний край века отвисает и выворачивается (паралитический выворот века);
  • возрастная атрофия круговой мышцы и дряблость кожи (старческий выворот);
  • новообразования на конъюнктиве, орбите и коже век.

Различают следующие виды эктропиона век:

• инволюционный;
  • рубцовый;
  • механический;
  • паралитический;
  • врожденный.

Какими симптомами сопровождается энтропион и эктропион век?

Клинически энтропион проявляется заворотом век, блефароспазмом, слезотечением и различными видами экссудации из конъюнктивальной полости. В результате соприкосновения шерсти век с поверхностью роговицы возникают следующие поражения: эрозии и язвы роговицы, сосудистые, пигментозные и стромальные кератиты, а также сочетание этих патологий. У собак пород чау-чау и шарпей, при длительном энтропионе, может наблюдаться пролиферативный гранулематозный кератит.

Эктропион клинически сопровождается различными видами конъюнктивитов, развивающихся в результате травмирования тканей глаза инородными частицами, скапливающимися в нижнем конъюнктивальном своде. При эктропионе, сопровождающимся значительным лагофтальмом, возникает ксероз роговицы, на фоне которого формируется язва, сосудистый или пигментозный кератит.

Как диагностируются энтропион и эктропион век?

Диагностика эктропиона и энтропиона век включает комплекс мероприятий, направленных на выявление первопричины заболевания и постановку окончательного диагноза. Чаще всего проводятся: биомикроскопия переднего отрезка глаза, тест Ширмера, флюоресцеиновая проба, диагностика вирусных, бактериальных и грибковых инфекций, а также общие лабораторные исследования.

Как проходит лечение энтропиона и эктропиона век?

Лечение энтропиона век может быть терапевтическим и хирургическим. Основным методом является хирургический, заключающийся в проведении различных видов кожно-пластических операций, целью которых является восстановление нормальной анатомии век.

Лечение эктропиона также может заключаться в проведении терапевтических манипуляций или хирургического вмешательства. При слабовыраженном эктропионе с целью очищения конъюнктивальной полости используются офтальмологические средства с легким антисептическим действием. При тяжелых эктропионах для восстановления нормальной анатомии и физиологии глаза необходимо проведение кожно-пластической операции.

Оперативные вмешательства, как правило, хорошо переносятся пациентами и дают положительный результат.

Существует ли профилактика энтропиона и эктропиона век?

Профилактика заворота и выворота век должна быть направлена на устранение возможных факторов риска развития этих патологических состояний. С этой целью рекомендуется:

• максимально исключить возможность травматизации органов зрения;
  • своевременно проводить диагностику и лечение неврологических нарушений;
  • регулярно посещать офтальмолога с целью профилактического осмотра органов зрения.